Поделюсь, а то переполняет нельзя вот так вот слетать в питер на один день по делам и культурно не наполниться.
Купила билеты на нашумевшее иммерсивное шоу "Вернувшиеся" по пьесе Ибсена "привидения". Отзывы - полярные. Иммерсивность - есть полное погружение в происходящее, наверное не все готовы, возможно не все умеют, наверняка не все хотят. Особняк на дворцовой набережной с интерьером особняка на дворцовой набережной, артисты без масок играют драматическую историю в разных комнатах параллельно друг другу (много сцен
. Около 130 за спектакль), я в маске (хоть какая-то личная граница) перемещаюсь свободно по особняку, вдыхаю запах старины, листаю книги в кабинете, лежу на рекамье (это кушетка такая дамская) в будуаре, трогаю портьеры, перебираю столовую утварь и приглядываюсь к происходящему. Кто-то пробежал мимо, шурша платьем, кто-то ведет нудный разговор за столом в гостинной, кто-то вскрикнул. Много разных звуков, музыки, световых эффектов, дыма, тумана, темноты. Это в первые 30 минут. Пока адаптация. А потом, и правда полное проживание своей личной истории внутри истории Ибсена. Я сижу на полу в какой-то маленькой комнате - мастерской художника. Художник прямо передо мной на коленях ему нехорошо, что-то происходит важное, много глины, залепливает себе сначала глаза, потом рот (как он дышит), потом много алой краски в пустые глазницы и широко раскрытый рот, глухой длинный стон - крик. Ах, Эдвард мунк "Крик". Радуюсь, что узнала, радуюсь, что присутствовала. Артист медленно перебирая ногами идет в темный угол, где видна душевая стойка, поднимаюсь с пола, бреду дальше. Танцуют девушки и юноши, прозрачная перегородка, я останавливаюсь перед ней неосознанно, но как оказалось все происходит именно перед ней. Вижу горящие глаза, смотрящие на меня в упор и одновременно не видящие меня, пот на лбу танцоров, красиво сложенные тела. Очень красиво, со смыслом, смысл похоже в божественном. Узнаю в одном из элементов танца "Сотворение Адама" Микеланджело. Опять радуюсь. Парень прижимает к себе рваную одежду, как младенца, почему-то мне кажется, что это одежда Иисуса. Очень хочу прикоснуться к ней. Долго смотрю не отрываясь на нее, оказывается парень смотрит всё это время на меня, медленно подходит, очень аккуратно берет за руку, как - будто бы спрашивая разрешения (говорят артистов этому деликатному долго учили), соглашаюсь. И происходит то, что организаторы шоу называют переживанием персонального опыта (я - счастливчик. Несется со мной за руку в полной темноте куда-то, страшно жуть, боюсь врезаться в каменную стену, боюсь упасть, но он несется очень уверенно - доверяю, расслабляюсь, забегает в какой-то чулан, там страшно, много бинтов с кровью, шприцы, шкаф с лекарствами, закрывает изнутри дверь, она часто дрожит от того, что другие зрители пытаются в нее войти и тоже почувстовать, осторожно снимает с меня маску, всё. Границ нет., страдает, просит помощи, получает ее, умирает и воскресает, задает экзистенциальные вопросы, мучается, не получая ответы (а мне же нельзя произносить ни слова по правилам шоу), стараюсь ответить глазами, а! Вру! Нет у меня ответов. Кажется прошла вечность. Еще более осторожно и как-то по отечески (артист очень высокий) надевает на меня маску, провожает. В общем - сходите, кто готов. Меня все ещё догоняет, неделя прошла … PS фото из интернета, фотографировать было нельзя.