Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Особняк рябушинского - городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана рябушинского в 1900-1903 годах.

13.01.2021 в 01:55

Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего модерна в русской архитектуре. С 1965-го в здании располагается музей - квартира горького.

Строительство городской усадьбы Степана рябушинского началось летом 1900 года на малой никитской улице, в самом центре Москвы. По задумке владельца, на территории имения, помимо здания особняка, должны были расположиться хозяйственные помещения: прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня
Особняк рябушинского - городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана рябушинского в 1900-1903 годах.. Воплощение замысла Степан рябушинский поручил архитектору Федору Шехтелю, неординарные творения которого производили на предпринимателя особенно сильное впечатление. Территория будущей усадьбы вплотную прилегала к малой никитской улице, однако заказчик хотел, чтобы главный корпус имения находился в глубине участка. Чтобы осуществить идею рябушинского, Шехтель вывел на красную линию только парадное крыльцо, а дом окружил садом. Этот приём позволил создать воздушное пространство между улицей и особняком, зрительно отодвинув здание вглубь. В 1903 году строительство завершилось, и вскоре семья поселилась в усадьбе.
В нескольких комнатах второго этажа владелец расположил свою коллекцию икон, которая считалась самой большой в России. Увлекавшийся археологией, Степан рябушинский много времени посвящал исследованию и реставрации дониконовской иконописи и приложил немало усилий для развития этой малоизученной области искусствоведения. В 1904 году он превратил галерею третьего этажа в реставрационную мастерскую и пригласил для работы известных московских реставраторов - Алексея Васильевича и Александра Алексеевича тюлиных. В стенах особняка они восстановили такие древнерусские иконы из коллекции рябушинского, как "Архангел Михаил", "одигитрия", "митрополит Петр". Несколько десятков икон из коллекции мецената хранятся в государственной третьяковской галерее.

Особняк рябушинского - городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана рябушинского в 1900-1903 годах. 01
После революции 1917 года семья рябушинских имигрировала в Италию, а особняк перешел в собственность городских властей. Недолго в усадьбе пребывали отдел виз и паспортов наркомата иностранных дел (1917-1919 годы) и госиздат (1919-1921 годы. Как планировка дома, так и сохранившаяся мебель не подходили для полноценного функционирования подобных организаций. Через несколько месяцев после переезда заместитель наркома иностранных дел лев карахан потребовал "Предоставить для Архива в Особняк Рябушинского Необходимые Шкафы и Прочие Принадлежности".
В 1921-м здание было отдано в ведомство русского психоаналитического общества во главе с профессором Иваном Ермаковым, где начал свою исследовательскую деятельность выдающийся советский психолог Александр Лурия. Он оставил восторженные воспоминания о работе в необычном здании:
"Я стал - в возрасте двадцати одного года - ученым секретарем русского психоаналитического общества, председателем которого был профессор Ермаков. Нам дали прекрасный дом - особняк рябушинского. Я получил великолепный кабинет, оклеенный шелковыми обоями, и страшно торжественно заседал в нем, устраивая раз в две недели заседания психоаналитиков. На первом этаже особняка помещалось наше психоаналитическое общество, а на втором - психоаналитический детский сад. Большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили".
В 1921 году в здании расположился специализированный детский сад детский дом - лаборатория "Международная Солидарность". Это было экспериментальное учреждение, созданное при поддержке Льва Троцкого и надежды Аллилуевой. Место заведующей заняла видный партийный деятель и педагог Вера Шмидт. Задачей служащих являлось применение метода детской психоаналитической педагогики для воспитания новой социалистической личности, свободной от классовых и гендерных предрассудков. Половина посещавших детский сад происходила из семей большевистской элиты: дети Якова Свердлова, Тимура Фрунзе, а также младший сын Иосифа Сталина Василий, - в то время как вторую часть составляли сироты. Пол ребёнка не играл роли при наборе в группы, а воспитатели призывали подопечных не скрывать своих сексуальных эмоций. "Никаких стеснений и никаких обязательств! " - писала Вера шмидт в дневнике о своей методе. Выбор особняка на малой никитской не случаен: его фантастические и глубоко аллегоричные интерьеры нашли новую интерпретацию, а именно бессознательного и духовной эволюции личности. Враждебное отношение Владимира Ленина к психоанализу как буржуазному учению, обнаруженное в документах Клары Цеткин после его смерти, а также сомнения в эффективности эксперимента привели к закрытию детского сада в 1925 году. Позднее особняк заняло всесоюзное общество культурной связи с заграницей (вокс.

Особняк рябушинского - городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана рябушинского в 1900-1903 годах. 02
Архитектурный стиль Шехтеля испытал сильное влияние европейского модерна, в первую очередь, основателя дармштадской колонии художников Йозефа ольбриха, популярного в Европе на рубеже веков. Его стиль послужил вдохновением для многочисленных композиционных, смысловых и стилистических решений особняка рябушинского. По мнению архитектора Ильи Бондаренко, Шехтель почерпнул многие аспекты в книге 1899 года "Идеи Ольбриха". В издании детально описывается дом Макса Фридмана в хинтербрюле под веной, который значительно напоминает особняк рябушинского: сходство обнаруживают формы лоджии, выходящей в сад, а также особенности декоративной резьбы. В деревянной отделке усадьбы нашли отражение экстравагантные дизайнерские эксперименты французского ар - нуво и английского модерна. Заимствовав технические и стилистические решения, Шехтель наполнил их собственным содержанием, что сделало особняк независимым и целостным архитектурным объектом.
Развитие в Европе и России стиля модерн, помимо множественных стилистических и декоративных изменений, ввело в моду новый тип центрических планировок. Подобная структура подразумевала выделение композиционного центра, вокруг которого возводилось здание. Главные элементы определяли общие пропорции строения. Во многом поэтому для описания архитектуры модерна, в том числе работ Шехтеля, нередко используют метафору зародыша (центра), из которого растение (здание) развивается в стороны и ввысь. К ядру особняка рябушинского - парадной лестнице - тяготеют другие объёмы здания. Особую значимость получает вертикальное направление, увеличивается композиционная роль лестницы и семиотических акцентов на подъёме и спуске.
Прошлое Шехтеля, работавшего декоратором в театре Михаила лентовского, нашло отражение в его постройках. Стремление к театральным аллюзиям в особенностях планировки его особняков угадывается. Архитектор заполняет верхние части арочных проемов декоративной композицией со спиралевидными узорами, что создаёт эффект пространственных планов, применяемых в театральных порталах. В особняке рябушинского таковым является просторный проём между столовой и холлом.
Окна индивидуальны по размеру, форме и декоративному оформлению, которое сочетается с рисунком ограды лоджий. Решётки окон напоминают вьющиеся ростки дерева, а балконная решётка уподоблена рыбьей чешуе. Спираль являлась авторской особенностью орнаментики Шехтеля: в особняке, помимо растительных завитков, примечательны также созданные из спирали глаза сов на балконах. Верхняя часть здания украшена проходящим по периметру широким мозаичным фризом с изображением орхидей. Окна и их обрамления, фриз и карниз особняка намеренно укрупнены Шехтелем для создания гиперболизированного эффекта, выделявшего здание на фоне остальных. Визуально одинаковые оконные проёмы четырех этажей на самом деле последовательно уменьшаются, придавая постройке бо льшую высоту.
Помимо архитектурного новаторства, проект Шехтеля отличала техническая оснащенность. Например, им была создана система кондиционирования помещений, близкая к современной: воздух циркулировал по зданию с помощью каминов и через решетку выходил у подножья лестницы. Находившаяся в подвальном помещении кухня соединялась со столовой лифтом, что позволяло моментально доставлять блюда к столу.

Особняк рябушинского - городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана рябушинского в 1900-1903 годах. 03
Стилистическое оформление особняка представляет завершенную сотериологическую концепцию. Здание имеет четкое символическое деление: первый этаж олицетворяет подводный мир, второй - воздушный, а третий - горный. Подобная планировка особняка соответствует древнему представлению о трехчастном устройстве бытия: подводный мир, земной, небесный. Парадная лестница в форме волны бесконечное движение символизирует. Ее прототипом является лестница в особняке Иветт гильбер архитектора харвье шелкопфа. Изогнутый парапет лестницы переходит в витраж, знаменующий встречу воды и воздуха. Атмосфера подводной жизни воссоздается благодаря цветовому оформлению: сочетание серо-зеленого мрамора, из которого изготовлена лестница, светло-зелёных стен и игры света, созданной с помощью соседства тонированных стёкол витражей и матового потолка.
Художественное оформление особняка отличает эстетическая и символическая наполненность. Мельчайшие элементы декора в здании детально продуманы и служат единому стилистическому замыслу архитектора: дверные ручки имеют форму морских коньков, а паркет напоминает морские волны. Особенно примечательным является светильник - медуза на гребне лестницы - волны, который при взгляде сверху принимает вид черепахи. Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоем.
Второй этаж символизирует земной мир, наполнен аллегориями противостояния добра и зла. Это наглядно демонстрирует внушительная колонна, проходящая сквозь первый и второй этажи. Ее замысел отсылает к дереву познания, которое украшают четыре лилии, символизирующие добро, и саламандры, олицетворяющие зло.
На третьем этаже располагалась потайная моленная, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи. Конструкция здания, которому Шехтель визуально придал двухэтажный вид, скрывает мансарду, маскируя его обильным декором и габаритными окнами. Чтобы попасть наверх, нужно было пройти по узкой галерее второго этажа и затем подняться по темной лестнице на третий. Этот путь олицетворяет дорогу аскезы, смирения и восхождение от земного мира к небесному в соответствии с христианской доктриной. Узкая и едва освещенная лестница трудности этого выбора символизирует. Тайное положение моленной объясняется ее нелегальным статусом на момент завершения отделочных работ: рябушинские являлись старообрядцами, и до указа Николая II "Об Укреплении Начал Веротерпимости" им было запрещено иметь собственные культовые сооружения. Однако позднее помещение также не включали в страховые описи. Рябушинские сохраняли комнату в тайне ввиду аскетичного отношения к религии, свойственного старообрядцам. Комната Шехтелем в стиле раннехристианских храмов выполнена. В основании свода - небольшое окно, создававшее естественное освещение. Стены цвета красной глины расписаны узорами, которые воспроизводят звездное небо.
Самой большой комнатой особняка была гостиная на первом этаже. В центре располагался камин из каррарского мрамора с изображением полуобнажённой женщины - бабочки, распахнувшей крылья. Особенное внимание привлекает витражная картина, украшающая прихожую. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего - от синего до ярко-желтого. Витражный пейзаж подчёркивает символическую концепцию декора дома - единение человека с природой. Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврового дерева, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках. Бо льшая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, - небольшой шкаф над камином.

Символизм внутренних помещений и деталей настолько богат и сложен, что существует совершенно иной взгляд на этот особняк рябушинских, в котором они практически не жили, а только встречались всей большой семьей по праздникам. В нем Шехтель спроектировал помещения соответствующие пути Христа при прохождении им страстей христовых. Шехтель спрятал внутри от посторонних глаз старообрядческую церковь и мастерскую по реставрации старообрядческих икон. Serge_Korn.