"Она в волненье Давно Умолкнувшие Чувства Привела"!
Это я об опере и о спектакле мариинского театра:
"Евгений Онегин", опера Чайковского, историческая сцена мариинского театра, 2 марта 2023 года.
Именно цитатой из ответа Евгения Онегина на письмо Татьяны я могу кратко описать свое впечатление от спектакля мариинского театра
. Эта прекрасная опера меня редко трогает, хотя я слушаю ее со школьного детства, еще реже она заставляет меня волноваться за судьбу героев, разделять их переживания, сочувствовать их неразделенной любви или трагической ссоре, закончившейся смертельной дуэлью. А на этом спектакле в мариинке я второй раз в жизнь и волновалась, и переживала, и восхищалась (первый удивительный спектакль состоялся в Екатеринбурге более 10 лет назад! И всему виной прежде всего были и новые исполнители главных мужских ролей - Магеррам Гусейнов (Онегин) и роман широких (Ленский), и замечательная Татьяна Натальи Павловой, и прекрасная музыка в исполнении оркестра под управлением Заурбека Гугкаева. И, конечно, юбиляр - Михаил кит, который проникновенно исполнил арию гремина. Даже трудно поверить, что артист перешагнул свой восьмидесятый год со дня рождения! Поразительная сохранность голоса, выразительность осанки, отличная сценическая манера исполнения! И, безусловно, важную роль играла классическая постановка Юрия Темирканова, с ее узнаваемым пейзажами тригорского, куда Пушкин поселил Лариных, неподалеку от своего родового села михайловское (ныне это все называют пушкинские горы), со знаменитой "Онегинской Скамьей", где происходило объяснение Онегина с Татьяной, с красивым интерьером дома Лариных, где праздновались именины Татьяны, с роскошным бальным залом петербургской резиденции князя гремина. Такое отдохновение для души и глаз!
Дебют Магеррама Гусейнова в знаковой роли Евгения Онегина я пропустить не могла, было интересно, как талантливый певец, блестяще исполняющий ведущие партии в итальянских операх, воплотит на сцене хрестоматийный образ русской оперной и литературной классики, каким будет его "Русский Денди". И персонаж, созданный Магеррамом Гусейновым, пришелся мне по душе: убедительный, интересный, привлекательный и немного загадочный. И слегка отстраненный от других, что совершенно логично, ведь лишь в конце оперы просыпаются его "Давно Умолкнувшие Чувства" и Онегин бросается в жизнь со всей страстью, хотя и терпит поражение. Он к соседям - то ездит по настоянию своего друга Ленского, чтобы развеять одолевающую его скуку, и чувствует себя в их кругу не в своей тарелке, словно не знает как подступиться к этим простоватым, с его точки зрения, людям. Он и внешне отличается от своих соседей по имению - он и держится, как светский человек, и одет "как Денди Лондонский", и прическа у него наимоднейшая (прямо, как на знаменитом портрете Грибоедова. Именно эта необычность и даже загадочность с первого взгляда привлекает к нему романтически натроенную Татьяну: "ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала и в мыслях молвила: вот он! Очень элегантный и благородный получился у Магеррама Гусейнова Онегин, точно попадающий в образ. Давно я мечтала увидеть такого, и услышать! Голос у певца звучал немного непривычно, по большей части солист, обладатель бас - баритона, поет в мариинке басовые партии, но большой диапазон его голоса позволяет ему блестяще, как выяснилось, справляться и с баритоновым репертуаром! Очень выразительно была исполнена им партия онегина. Холодно - сдержанные, даже назидательные интонации в сцене объяснения с юной Татьяной, сменяются нескрываемой страстностью в финале: начинаясь в арии "увы, сомнения нет, влюблен я! ", она Нарастает в Признании"везде, везде он предо мной, образ желанный, дорогой" и достигает своей высшей точки в заключительной сцене в комнате Татьяны, когда Онегин фактически "отзеркаливает" ей ее же письмо к нему: "то воля неба: ты моя! "и Продолжает:"не можешь ты меня отринуть, ты для меня должна покинуть постылый дом и шумный свет, тебе другой дороги нет! "и все Разрешается Полным Отчаяния Фиаско:"позор! Тоска! О жалкий жребий мой! " Меня очень взволновал и такой Онегин, и такое вокально - драматическое исполнение роли! Я увлеклась действием, искренне переживала события оперы, словно и не слышала ее раньше. Всё казалось там реальным, таким настоящим и одновременно не выходящим за грани эстетики оперно - сценической жизни! И благородный голос Магеррама Гусейнова открылся для меня новой своей прекрасной гранью - баритоном! Замечательный получился у него дебют!
Отличным ленским оказался роман широких - порывистым, романтичным, увлекающимся, не в меру ревнивым, до отключения здравого смысла, и абсолютно не светским человеком, умеющим скрывать свои чувства. Иначе не случилась бы роковая дуэль с другом! У певца красивый лирический тенор, более всего ему удалась знаменитая ария перед дуэлью: "куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? "Проникновенно Прозвучала Задумчивая"в вашем доме". И остальные арии были выразительно исполнены. Это еще один удачный дебют в спектакле.
Наталья Павлова - уже опытная Татьяна, не раз исполняла эту партию. Ее Татьяна полна ярких вокальных и драматических красок, искренности и затаенной страстности. Очень взволнованно прозвучало у нее письмо Татьяны, а потом эмоциональное объяснение с Онегиным в финале: "я вас люблю, к чему лукавить. Но я другому отдана и буду век ему верна! " - Почти в слезах произносит ее героиня и стремительно уходит, оставляя Онегина наедине с незнакомыми ему ранее чувствами - нежданной любовью и неожиданным отчаянием! У певицы выразительный сильный и красивый голос и замечательная манера исполнения.
Особое удовольствие - комический номер мсье трике (Андрей Зорин! Его герой очень забавно картавить, поздравляя Татьяну, смешно искажает слова, его "Начинайт" и " не мешайт" всегда вызывают улыбку. Милая беззлобная карикатура на француза в русской провинции удалась Чайковскому на славу! И Андрей зорин блестяще ее представил! Это один из самых запоминающихся фрагментов оперы! Те, кто слышат ее впервые, всегда обращают на него внимание!
Долгая овация, длившаяся несколько минут, последовала за выступлением народного артиста России Михаила кита, 80-летнему юбилею которого и был посвящен спектакль! Прекрасная традиция - таким образом отдавать дань уважения артистам, многие годы прослужившим в мариинском театре. Михаил кит проникновенно спел арию князя гремина.
И этот особенный спектакль, где встретились ветераны сцены и таланливая оперная молодежь, только осваивающая глубины главной русской оперы, завершился бурной овацией, долгими аплодисментами, юбиляра почти буквально завалили цветами! И представление светлое волнующее впечатление оставило. Его приятно вспоминать как что-то радостное и через несколько дней после спектакля! Думаю, это ощущение сохранится надолго!