Mortyr 2093-1944. Год выхода: 1999 г.
События игры берут свое начало в 2093 году, в эпоху правления третьего рейха. Да, в мире Mortyr фашистская Германия одержала убедительную победу во второй мировой войне и наслаждается абсолютной властью над покоренными народами. Правда, жизнь нацистских бонз нельзя назвать спокойной и безоблачной, - планету "Сотрясают" сильнейшие природные катаклизмы, являющиеся, по мнению отдельных граждан, предвестниками скорого "конца света"
. И как раз в эти неспокойные времена некто Юрген мортир (Jurgen Mortyr), высокопоставленный офицер рейха, между прочим наткнулся на сущую безделицу - рабочую "Машину Времени". К счастью, герр мортир оказался отнюдь не фанатиком с "Промытыми Мозгами", а человеком думающим. В частности, он давно подозревал, что причиной грядущего "Конца Света" являются таинственные технологии, обеспечившие победу фашистов во времена второй мировой войны. Соответственно, нахождение машины времени давало уникальную возможность проверить эту теорию, а в случае ее подтверждения предоставляло шанс исправить ошибки прошлого. В результате бравый офицер без лишних сомнений активировал устройство и отправился в далекий 1944 год творить (менять) историю …. Шутка, никуда он не отправился. Не зря же я ранее упоминал, что Юрген мортир был умным человеком. Вот и решил не рисковать своей драгоценной жизнью понапрасну, поручив столь опасное задание своему сыну Себастьяну (Sebastian. Последний, будучи отлично вымуштрованным немецким солдатом, не задумываясь подчинился распоряжению вышестоящего офицера и отправился в прошлое.
Всего же герою предстоит преодолеть 30 относительно разнообразных (в плане дизайна) уровней, "Заточенных" под уничтожение компьютерных противников. Да, Mortyr 2093-1944 относится к той категории шутеров, "во Главу Угла" в которых "положен" именно экшен. Нет, формально в игре присутствуют требующие золотые и серебряные ключи двери, поиск квестовых предметов и различных документов, а также выполненные в духе "Старой Школы" секреты. Но сделано это всё тут явно "для Галочки", - этапы, за исключением пары - тройки штук, крайне прямолинейны, лишены головоломок и содержат малое количество тайников, к тому же расположенных во вполне очевидных местах.
Кстати, именно на уровнях, проходящих под "Открытым" небом, бросается в глаза основная проблема игры - масштабы. За исключением "Стартового" замка все прочие строения выглядят как-то миниатюрно, словно бутафорские постройки на съемочной площадке. Складывается ощущение, что ты бегаешь среди неких декораций, а не по занятой врагом территории. Усугубляют проблему приемлемо нарисованные, но отличающиеся непропорциональными, небольшими размерами модели техники вроде броневиков и "Карликового" бронепоезда. Да и столь радовавшее в начале небо неожиданно превращается в затянутое мутными серыми текстурами нечто (в прошлом), а затем трансформируется в черной фон, "Покрытый" множеством белых точек, символизирующих звезды (в будущем. Еще одной проблемой стоит назвать слабое "Наполнение" закрытых локаций. Интерьеры чаще всего украшают различные плакаты да неизменные бочки и ящики. Прочие объекты расставлены на этапах скупо и нерегулярно. Зато среди них изредка попадаются любопытные экземпляры, - помните демонстрационный уровень из Red Faction (2001, Windows) со стеклянным домом? Так вот, на одном из этапов Mortyr расположена очень похожая на него конструкция, которую также можно разбить.
Впрочем, сразу стоит оговориться, что общий уровень интерактивности в игре невелик: игрок может раскалывать лишь определенные стекла и витражи, а также уничтожать отдельные объекты, в основной своей массой являющиеся бочками да ящиками определенного типа. Зато отверстия от пуль, следы персонажа на снегу, аккуратные ярко - алые лужицы крови, равно как и тела поверженных противников, никуда не исчезают и остаются "на Местах" до самого завершения этапа. Кстати, с внешним видом персонажей тоже всё непросто, - модели своими "Квадратными" лицами вызывают стойкие ассоциации с движком Quake 2. однако анимированы боты неплохо, а у их "тушек" имеется даже простенькая модель повреждений. Правда, речь идет именно о людях, - собаки, крысы и вороны нарисованы просто ужасно, да и анимация у них своеобразная. Еще хотелось бы отдельно упомянуть различные эффекты вроде дождя, снега, а также всяких там взрывов и языков пламени. Дело в том, что особое место среди них занимает освещение, к проработке которого авторы подошли крайне творчески. В результате нередко встречаются локации, погруженные в фиолетовый, зеленоватый или бирюзовый полумрак.
Что же касается звуковых эффектов, то они откровенно слабоваты. Главный герой в основном молчит, изредка выдавая односложные фразы наподобие "Как Холодно" или "где все? Противники знают всего две - три повторяющихся реплики, из которых чаще всего можно услышать "Ахтунг" и "хальт". В таких условиях обсуждать качество "Игры" актеров озвучки абсолютно бессмысленно. Еще интереснее обстоит дело с фоновыми аудиоэффектами. Так, при посещении ряда охраняемых объектов будущего геймер регулярно будет слышать вещающий что-то механический голос, а в стартовой локации звучит мрачный глас, читающий некое жуткое заклинание. Однако временами будут происходить какие-то совершенно абсурдные вещи: в катакомбах орет кошка, а на улицах футуристического города звучат женские стоны … и хотя последнее объясняется наличием кинотеатра со "Взрослыми" фильмами, идиотизма ситуации это не уменьшает. Что же касается музыкального сопровождения, то тут помимо относительно неплохого эмбиента ничего иного выделить не получится.
Каков же итог всего вышесказанного? Как можно охарактеризовать Mortyr 2093-1944 в целом? Неоднозначная … своеобразная … на любителя … да, последнее всё же наиболее верно. Игра вроде бы и неплоха, но имеет ряд довольно специфичных моментов вроде респауна, которые придутся по вкусу далеко не каждому. Тем не менее лично я всё же рискну порекомендовать Mortyr к ознакомлению всем любителям шутеров от первого лица. Есть в нём нечто такое, что может "Зацепить" фаната экшенов и заставить его пройти этот проект до самого конца.
P. S. до российского игрока Mortyr 2093-1944 очень долго добирался. Однако до момента официального релиза "Пираты" успели выпустить на рынок несколько "сырых", незавершенных версий продукта. В результате существует немалое количество отечественных разгромных рецензий, основанных именно на "Неполноценных" релизах. Например, статейка об игре за авторством небезызвестного "Гоблина" в журнале "страна игр". Автор обзора: Warmaster.