Киргизы. Дом - мир - вселенная кочевника.
Кочующие под облаками.
Киргизы, населяющие горные массивы Тянь-шаня и восточного Памира, кочуют в вертикальном направлении - зимой живут в долинах, а летом в альпийских лугах высокогорья. Переносное сборное жилище - юрта - идеально соответствует основному принципу кочевой жизни: "Все Свое Ношу с Собой".
Юрта - шедевр кочевой архитектуры.
Юрта к числу выдающихся достижений кочевой цивилизации относится. Ее устройство у кочевых народов средней Азии в целом одинаково, ее самобытность у каждого из них проявляется через особенности внешнего декора и интерьера. Киргизская юрта поражает разнообразием способов изготовления и орнаментации предметов ее убранства, соперничая красотой с яркостью красок горной природы.
Для перевозки этого сравнительно компактного и легкого дома требуется два - три верблюда или три - четыре лошади. Установка юрты, являющаяся в основном обязанностью женщин, занимает всего один час. Ее деревянный остов из четырех частей состоит. Сначала ставится дверная рама и к ней присоединяются раздвижные решетчатые стены, затем мужчина - почтенный и уважаемый аксакал - поднимает круглый обод, в пазы которого вставляются верхние концы купольных жердей, а нижние их концы привязывают к верхнему краю стен. Готовый остов стягивается для прочности узорноткаными полосами, стены оборачивают циновкой, и всю конструкцию окутывают покрышками из войлока. Дом готов. В установленную юрту первой входила пожилая многодетная женщина, которая, разбрасывая кругом сласти, приговаривала: "будь домом, приносящим счастье! Дом с двери начинается.
Древнейший вид двери киргизской юрты - это занавес из войлока или циновки, позднее появились также и деревянные створки. В любом случае двери украшали особыми узорами, чтобы магическим образом защитить дом от злых сил и одновременно "Притянуть" к нему благо - многочисленное потомство, обилие скота, здоровье. Среди магических узоров наиболее часто изображали вихревые солярные розетки, дерево рода, рога барана.
Структура внутреннего пространства.
Юрта для кочевника - не просто дом, но микрокосм, модель мироздания.
Ее внутреннее пространство по вертикали делится на три зоны, соответствующие представлениям о трех мирах вселенной: пол (нижний мир потусторонних сил), стены (средний мир людей), купол (сакральный верх. Горизонтальное членение юрты на две половины - мужскую и женскую - отражает всеобщую дуальность мира.
Напротив входа в юрту, там, где смыкается мужская и женская половины, находится почетное место - "тор". Здесь располагаются наиболее ценные вещи семьи - сундуки, войлоки, спальные принадлежности, сложенные стопкой на деревянной резной подставке. На почетном месте могут сидеть хозяин дома и особо уважаемые гости.
К тору примыкает наиболее сакрализованная часть жилища - очаг, символизирующий благополучие дома.
Женская половина.
Жизнь семьи проходит, в основном, на женской половине, находящейся слева от почетного места; правая часть юрты предназначается для гостей. Левее тора - место для хозяев юрты, отделенное занавесом. Ближе к двери размещается кухня, отгороженная циновкой, где хранятся запасы пищи и утварь, среди которой выделяется "Саба" - большой сосуд для изготовления кумыса. На стенах висят войлочные мешки для деревянных блюд, футляры для фарфоровой посуды.
Мужская половина.
В этой части юрты пребывают те, кто в традиционной культуре киргизов считаются гостями. К этой категории, помимо гостей в прямом смысле слова, относятся и взрослая дочь на выданьи, и молодожены, не имеющие пока своей юрты, и умершие члены семьи, которых переносят на правую половину для совершения необходимых ритуалов. Здесь около входа размещается конская упряжь, охотничьи принадлежности, клетка с ловчей птицей.
Гостеприимство и этикет.
Гостеприимство одним из благородных обычаев киргизов является. Однако у кочевников этот обычай возведен в ранг закона, так как путешествие по бескрайним степным или горным пространствам было небезопасным.
Каждый путник мог рассчитывать на ночлег и угощение, но должен был уметь оказать почтение тому дому, где просит пристанища. Нельзя было приближаться к дому на полном скаку, так как торопятся только на похороны. Следовало сойти с коня заранее и подойти к юрте, остановившись в нескольких шагах.
Задав вопрос, есть ли кто дома, спокойно ждать, пока к вам выйдет хозяин и предложит войти. Дверной занавес нужно отодвинуть правой рукой и переступить порог, не запнувшись, иначе в доме не будет богатства.
Войдя в юрту, нужно разуться налево от входа и пройти по солнцу на то место, куда вам укажут. В былые времена хозяин предлагал гостю самому выбрать себе барашка к ужину, а пока его варили, неспешно беседовали, попивая чай. Киргизы очень ценят остроумных собеседников, владеющих искусством речи, к которым в полной мере относятся и сами.