Итальянская мебель и мебель в итальянском стиле сыграла первостепенную роль в истории мирового декоративно - прикладного искусства.
Уже в период античности создавались подлинные шедевры. Раскопки геркуланума и помпеи дали богатый материал для изучения римской мебели. Несмотря на ее сходство с греческой мебелью римская мебель была богата лепкой, резьбой, орнаментами с изображением военных трофеев. Основным материалом для изготовления римской мебели являлись дерево, бронза, мрамор, железо и слоновая кость.
В средние века мебель Италии, как и мебель других стран Европы, была деревянная и отличалась простотой форм. Ее в основном плотники и кузнецы изготавливали. Главными предметами обстановки были кровать с кожанным изголовьем, сундук, табурет, прямоугольный стол, реже шкаф (сундук, поставленный вертикально. Отличительной чертой средневековой итальянской мебели являлась складная или элементарная сборная конструкция. Столы и кровати легко разбирались, а складной табурет явился эволюцией римского складного стула в форме "Х" (Sedia Curulis. Лишь "Элитная Мебель", украшавшая дворцы и монастыри была "статичной". Для ее изготовления применялись ценные породы дерева, мрамор и слоновая кость, драгоценные металлы.
Начиная с 15 века можно говорить о возникновении истории мебели как таковой. Ведущая роль в этом столетии принадлежит мебели в итальянском стиле и итальянским мастерам. В период ренессанса в Италии сильно развилось мебельное производство. Большой вклад в создание итальянской мебели внесли флорентийские архитекторы Бенедетто и Джулиано да майано, которые сами были резчиками по дереву. Они новые формы мебели и новый тип украшений создали. Принцип согласованности пропорций, присущий архитектуре раннего ренессанса нашел свое отражение и в создании мебели. В итальянской мебели периода ренессанса большое значение профилировке придавалось. У ларей, имевших форму прямоугольного ящика, появляются точеные ножки. Стенки их становятся изогнутыми и отделываются резьбой с позолотой и росписью, применяется интарсия - деревянная инкрустация.
В росписи мебели принимают участие крупные художники. Наиболее распространенными типами итальянской мебели этого периода были ларь (кассоне), скамья - ларь со спинкой и подлокотниками в виде двух сундучков (кассапанка), стулья двух типов - на четырех ножках и на двух резных досках с восьмиугольными сиденьями, кровати низкие без балдахина с резными столбиками по углам, оставшимися от средневековья. Некоторые ренессансные формы можно до сих пор встретить у ведущих производителей итальянской мебели.
Сильное влияние на характер итальянской мебели высокого ренессанса (16 в. ) оказали археологические раскопки. Итальянскую мебель начинают украшать элементами архитектуры: пилястрами, колоннами, целыми антаблементами, фризами, карнизами и капителями, разработанными по шаблонам тонкого рисунка. На филенках шкафов иногда создают построенные в перспективе архитектурные пейзажи. Большое распространение в итальянской мебели этого периода получили детали в виде львиных лап, масок и прочих атрибутов античной мебели. Итальянская мебель различных регионов Италии свои особенности имела. В Риме, сиене и Болонье изготавливали мебель с крупной декоративной резьбой. В Ломбардии и Венеции применяли инкрустацию с геометрическими узорами из слоновой кости и черного и светлого дерева. В Лигурии изготавливали шкафы - бюро и поставцы - креденцы со множеством выдвижных ящиков и дверцами, покрытыми рельефной резьбой. Основным материалом для производства итальянской мебели был орех.
На смену стилю ренессанс, в 17 веке пришел декоративный стиль барокко основоположниками которого явились итальянские архитекторы бернини и борромини, а так же выдающийся итальянский художник Пьетро да кортона. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой нашли свое отражение и в мебели. Предметы обстановки стали очень сложными по форме, с обилием украшений, в которых преобладали лепка и витые колонны, подчеркивающие текучесть формы в отличие от спокойных и четких линий ренессанса. Стиль барокко был особенно мы любим во Франции во времена Людовик XIV, но мебель французского барокко возникла на основе образцов итальянской мебели. На королевскую мебельную фабрику был приглашен целый ряд итальянских мебельных мастеров. В период барокко появляется четкое разграничение между креслом и стулом. У стульев обычно спинка была низкой, а вместо подушек использовалось мягкое набивное сиденье. Итальянская мебель римского барокко изогнутыми формами и обилием валют отличалась. Венецианская и лигурийская мебель были богаты резьбой.
Характерным для итальянской и особенно венецианской мебели в стиле барокко является обилие мотивов связанных со стихией воды. Это изображения тритонов, раковин, морских коньков. Основными предметами обстановки были шкафы, бюро - кабинеты, мягкие кресла и стулья, обитые бархатом с крупным рисунком. Итальянская мебель времен барокко прекрасно вписывалась в интерьеры роскошных дворцов. В 17-18 века мебель из италии популярностью во всем мире пользовалась. Итальянская мебель обязательным элементом роскошных особняков и вилл являлась.
Постепенно пышный и величественный стиль барокко перешел в более легкий и капризный стиль рококо, характеризующийся абсолютным отсутствием прямых линий. В Италии этот стиль получил наибольшее выражение в Лигурии, Пьемонте, Ломбардии. Но самая красивая итальянская мебель в стиле рококо делалась в Венеции. В 18 веке венецианские мастера наладили производство лаковой мебели, вытеснившей китайские образцы. Лейтмотивом итальянской мебели в стиле рококо становятся цветочные орнаменты, фигурные и пейзажные композиции. В центральной Италии, возможно, из-за влияния католической церкви, отдававшей предпочтение помпезному барокко, стиль рококо не приобрел достаточной популярности.
В конце 18 века в связи с раскопками помпеи и геркуланума вновь возникает интерес к античности, нашедший свое отражение в стиле ампир. Большое распространение получает отделка античными деталями: древне римскими щитами, шлемами, копьями и другими элементами античного орнамента, что как нельзя лучше, соответствовало вкусам императора Наполеона I. формы мебели этого стиля строго подчинены законам античной архитектуры, очень тонки по рисунку и пропорциям. Материал - красное дерево с бронзовыми украшениями. Для обивки преимущественно употреблялись шелковые ткани. Мебель стиля ампир была парадной и в основном заполняла дворцы.
Несмотря на то, что итальянская мебель стиля ампир уступала французской, она отличалась превосходным качеством. Наилучшие образцы итальянской мебели этого типа изготавливались в городах Лукка, Парма и пьяченца. Отголоски различных стилей звучат в образцах итальянской мебели конца 19 начала 20 века, выполненной в стиле Floreale, который во Франции получил название Liberty, в Англии Modern Style, в Германии Jugendstil, а в России - модерн.
Подробнее читайте информацию о красивых интерьерах домов http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/krasivye-interery-domov