История одного здания:
Особняк брусницыных в Петербурге.
Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной. Сейчас в здании сохранилась обстановка лишь нескольких комнат.
История строительства.
Особняк на кожевенной линии построили в 1770-х годах. Тогда здесь находились заводы по выделке кожи, от которых и произошло название улицы. Дом принадлежал владелице одного из производств, вдове иностранного купца Фишера. Первый этаж занимали заводские конторы, на втором находились жилые покои.
В 1844 году здание купил крестьянин из тверской губернии Николай Брусницын. Три года спустя он открыл небольшую кожевенную мастерскую, в которой работали всего 10 человек. Однако дело Брусницына быстро росло и приносило прибыль: вскоре он стал купцом, а мастерская превратилась в фабрику, на ней трудились около 600 рабочих.
К этому времени Брусницын мог бы переехать в центр Петербурга, как поступали другие промышленники. Но он предпочел по-прежнему жить неподалеку от фабрики: так было удобнее контролировать производство. В 1857 году к купеческому особняку пристроили дополнительное крыло. В начале 1860-х заменили фасад, на первом этаже расширили окна, а на втором сделали потолки выше. В 1877 году рядом с главным зданием появился двухэтажный склад.
Когда Николай Брусницын умер, дом и фабрика перешли по наследству его сыновьям - Николаю, Александру и Георгию. В 1882 году особняк перестроили еще раз: архитектор Анатолий ковшаров разработал проект Ш - образного здания, в котором каждому из братьев отводилось отдельное крыло. С восточной стороны дома появилась еще одна пристройка, потолки второго этажа вновь подняли, фасад надстроили. С этого времени особняк приобрел вид, в котором сохранился до наших дней.
Легенда о зеркале Дракулы и судьба особняка в советское время.
После революции двое из братьев Брусницыных - Георгий и Николай - уехали за границу. Александр Брусницын остался в Петербурге и продолжал руководить кожевенным заводом, который основал его отец. В 1919 году его арестовали за контрреволюционную деятельность. Но рабочие подали в чрезвычайную комиссию ходатайство в защиту Брусницына, и через год его освободили.
Особняк к тому времени собственностью кожевенного завода им стал. А. н. радищева. В нем разместились заводское управление и профсоюзный комитет. Вместо парадных ворот в 1930-х годах построили проходную и вестибюль.
С особняком Брусницыных связана городская легенда о старинном зеркале, которое приносит несчастья своим владельцам. Рассказывали, что еще в XVI столетии оно висело в одном из итальянских дворцов, где якобы хранился прах самого графа Дракулы. Николай Брусницын, по легенде, купил это зеркало и распорядился повесить его в гостиной. Вскоре после этого умерла внучка промышленника, и в городе появились слухи, что с каждым, кто посмотрит в это зеркало, случится беда.
В советское время легенда новыми подробностями обросла. Рассказывали, что после революции зеркало передали из особняка в дом культуры им. Кирова, но вскоре вернули обратно. Затем оно кабинет заместителя директора кожевенного завода украшало. По легенде, человек, который занимал эту должность, таинственно исчез, потом пропало и само зеркало, а кабинет заколотили, и с тех пор им никто не пользовался.
Парадная столовая, танцевальный зал, курительная комната.
До наших дней сохранились интерьеры всего нескольких комнат в особняке Брусницыных. Почти все они в восточном крыле здания расположены. Помещения друг за другом анфиладой - длинным сквозным рядом идут.
Парадная столовая в стиле позднего возрождения оформлена. Ее окна в зимний сад с экзотическими растениями выходили. Все детали обстановки, которые сохранились в этой комнате, подлинные. В их числе - кованая бронзовая люстра и светильники на стенах, резные деревянные панели и лепной потолок, который тоже окрашен под древесину. Двери столовой украшены изображениями бараньих голов: это традиционный мотив в отделке купеческих домов, поскольку баран считался символом торговли.
Раньше в центре комнаты стоял большой дубовый стол на 60 человек. За ним в праздничные дни собирались члены семьи и гости Брусницыных. Сейчас из мебели в столовой сохранился только деревянный буфет. Рядом с ним находится потайная дверца, которая ведет в бильярдную, или красный кабинет. Здесь обычно собирались мужчины, чтобы не только поиграть в бильярд, но и обсудить дела. Стены кабинета внизу были отделаны резными деревянными панелями, в верхней части - обтянуты тканью. Люстру над бильярдным столом можно было поднимать или опускать с помощью специальной ручки на стене. Для отдыха предназначались угловые диваны с кожаной обивкой. В комнате также располагался резной камин.
Из гостиной также можно было попасть в танцевальный зал, который называли белым - за основной цвет отделки. Здесь архитектор придерживался французского стиля, который был популярен при Людовике XV. Стены украшала позолоченная лепнина: изображения купидонов и сатиров, вазы с цветами, венки, женские головки. Здесь сохранились люстра с хрустальными подвесками и мраморный камин со скульптурами амуров.
К белому залу примыкает небольшая курительная комната в мавританском стиле. На напольных плитках и стенных панелях повторяется схожий геометрический рисунок. Стены и куполообразный потолок традиционной восточной росписью покрыты. Интерьер дополняет люстра из стекла и латуни с гравированными рисунками и надписями. На стенах комнаты повторяется фраза "Хвала Аллаху", написанная арабской вязью.
Кроме этих комнат, в особняке Брусницыных сохранилась гостиная в стиле рококо. Ее оформили в золотисто - коричневых тонах, стены украсили панно в золоченых рамах, растительные орнаменты, изображения морских раковин и драконов.
С 2017 года особняк закрыт для экскурсий и отдельных посетителей. Но здесь часто проходят съемки фильмов и сериалов. Например, режиссер Рустам хамдамов снимал здесь картину "Мешок без дна" по мотивам рассказа рюноскэ Акутагавы "в чаще". А Рената Литвинова дважды использовала интерьеры брусницынского особняка в своих работах. В 2016 году она снимала здесь новеллу "Сны Иосифа" для киноальманаха "Петербург. Только по любви". А в 2021-м вышла картина Литвиновой "Северный Ветер", в которой залы особняка стали сказочным поместьем главных героев. Портал "Культура" автор: Ирина Кирилина.