Интересные витражи в парадных северной столицы.
Именно витражи делают Санкт-петербург праздничным, учитывая прописавшееся в городе ненастье. Осколки цветных стекол в подъездах старых петербургских домов, тускло мерцающие на фоне серого неба, вселяют надежду на скорый приход весны, делают лицо города более солнечным
. А в интерьерах особняков, где сохранность витражей более высокая, они выполняют не только декоративную функцию, но, подчас, являются в некотором роде ширмой, отгораживающей пространство от внешнего мира - а где-то, наоборот, впускают яркий свет в закрытые от посторонних глаз покои.
Рассказ о петербургских витражах часто начинается с первой трети XIX века. Однако предтечами отечественных витражей были древние слюдяные оконца, мастерски изготовлявшиеся ремесленниками допетровской Руси. Они наполняли интерьеры палат и теремов игрой света, рожденной мерцанием и искристыми отблесками слюды.
Первый стекольный завод появился в России в 1635 году в дмитровском уезде, а в 1668 году был построен второй завод в Измайлово. В Xviii веке, по инициативе М. в. Ломоносова, в 1754 году под ораниенбаумом была пущена фабрика по производству окрашенного стекла - смальты для мозаик.
Но в ранний петербургский период, когда в новой российской столице уже воцарились стили барокко и классицизм, архитекторы при декорировании своих шедевров практически не использовали витражное искусство как инструмент.
Только с зарождением романтизма, пробудившего интерес к культуре средневековья, в частности - к готике, живописные окна вошли в образный строй новых сооружений. Но именно работы со смальтами для мозаик подготовили почву для последующего возникновения в России витражного производства. Витражное производство - процесс коллективный. О подлинных авторах многочисленных городских витражей известно немного. Даже такой знаменитый архитектурный памятник города, как торговый дом "Братья Елисеевы", в котором большие стеновые плоскости сплошь были витражными, не знает точного имени автора проекта и исполнителя уникального цветного полотна.
Наиболее заметным опытом был в середине XIX века витраж для исаакиевского собора. Он был включен в интерьер по предложению архитектора лео кленце. Необычно присутствие в интерьере православного храма витража изначально элемента убранства католических церквей. Однако изображение воскресшего спасителя в окне главного алтаря собора было одобрено святейшим синодом и лично императором Николаем I. изготовлением витража занимался немецкий художник Генрих Мария фон хесс и установлен он был в окне алтаря в 1843 году.
Именно от этого витража можно вести отсчет истории витражного искусства в России.