Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

День памяти. Франческо растрелли.

29.04.2016 в 09:29

Русский архитектор итальянского происхождения.

Бартоломео Франческо (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) растрелли, знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло растрелли. Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию.
Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы - в Санкт-петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе.
В первое время он помогал отцу создавать модель стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и шафирова. Первой же самостоятельной работой Франческо стал дом а. кантемира вблизи потешного поля в Петербурге (1721-1727), который был построен в стиле североевропейской архитектуры. Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора.


После смерти Петра I растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя долгорукого и проект нового здания арсенала в Москве. Тогда же архитектор на некой девице Уоллес женился. В этом браке у него родился сын Иосиф яков, дочери Елизавета Катерина и Элеонора.
По-настоящему талант растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы (анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый зимний дворец в Петербурге (1732-1736. Параллельно в эти же годы растрелли построил вместительный и удобный манеж на пустыре между невским проспектом и большой морской улицей, а также прекрасные дворцы в курляндии - в рундале и митаве (ныне Елгава.
После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ растрелли этих лет была постройка деревянного летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении инженерного замка.
Стиль архитектора уже немного меняется - не отходя от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, растрелли усиливает свойственный ей пространственный размах. Традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены им под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось также в применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.
При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. работы были поручены растрелли. В 1747-1752 годах он над постройкой большого дворца в Петергофе работал.
Вообще, при Елизавете архитектор выполнял огромный объем работ. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы - дворец Воронцова, строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества растрелли.
Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы растрелли - ансамбль смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и зимний дворец с его знаменитой иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.
Помимо дворцовой архитектуры растрелли обновил и русское церковное зодчество: в 1747-1750 годах он создал проект воссоздания Воскресенского собора новоиерусалимского монастыря под Москвой, а также проект андреевского собора в Киеве, строительство которого вел и. Мичурин.
Еще одна знаменитая работа архитектора - перестройка екатерининского дворца в царском селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием. Отдельным пунктом в перечне своих работ растрелли отметил и царскосельские павильоны эрмитаж и грот.
Именно в этих работах архитектора барокко достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Поразительна и роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи …), которая сочетается с необыкновенной масштабностью. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий. Причем известно, что растрелли зачастую не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы из камня и кирпича на свайных основаниях, что позволяло при необходимости частично перераспределять нагрузки и было просто универсально для слабых грунтов в условиях Петербурга.
Помимо глобальных строек растрелли занимался и многочисленными частными заказами. Он строил дворец чоглокова, дом вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева, гостиный двор на невском проспекте ….
Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы - его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске "для Пользования Болезни в Италию на год". Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен "в Рассуждении Старости и Слабого Здоровья" с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
В Петербурге у растрелли заказчиков не осталось, но в курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство рундальского и митавского дворцов.
Граф, академик архитектуры императорской академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко - растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он растрелли званием генерал-майора и орденом святой Анны пожаловал.
Франческо Бартоломео растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-петербурге.
Имя архитектора носит площадь в Санкт-петербурге, ему установлен памятник в царском селе и в сквере манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа зимнего дворца, о нем сняты фильмы.

Ещё читайте об интерьере загородного дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-zagorodnogo-doma