Что может быть лучше, чем провести прекрасный солнечный день вместе с детьми в таком прекрасном месте?
Дворец - коттеджпетергоф.
В середине Xviii века увлечение средневековьем, связанное с началом романтического движения в Англии, быстро распространилось по всему миру и дало жизнь новому стилю - неоготике. Коттедж - главная постройка парка "Александрия" - выполнен именно в этом стиле.
Вступив на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору а. менеласу построить неподалеку от парадного Петергофа "Сельский Домик" в духе английских загородных вилл. Он создавался для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров, и стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.
Здание необычным для своего времени получилось. Со всех сторон его окружают балконы, террасы с ажурной чугунной аркадой, увитой зеленью. За плоскости стен выступают окна - эркеры с переплетом в виде стрельчатых арок. Перед живописным домом расположен очаровательный садик.
В 1829 году император подарил усадьбу Александре Федоровне, и в ее честь назвал поместье "Александрией". Белая роза была любимым цветком императрицы, поэтому розы в "Александрии" были представлены бесчисленным многообразием форм, сортов и оттенков. Даже герб "Александрии", придуманный по просьбе Николая I поэтом в. а. Жуковским, изображал синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз. Жуковский придумал и девиз: "За Веру, Царя и Отечество". Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, которые и по сей день хранятся в коттедже.
В начале сороковых годов XIX века архитектор а. и. штакеншнейдер пристроил к коттеджу столовую с открытой террасой, украшенной изящным мраморным фонтаном, выполненным Фелицией де фово. В нише северной стены дворца находится скульптура "Мадонна с Младенцем" работы и. П. витали.
Неоготический стиль проявился не , внимание, только в архитектуре, но и в убранстве интерьеров. Характерный готический орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и крестоцветов использован в лепном декоре, росписях, в оформлении мебели и предметов декоративно - прикладного искусства. Коллекция живописи дворца включает произведения выдающихся отечественных художников: и. к. Айвазовского, о. а. кипренского, с. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьева, Т. а. неффа, Ф. а. моллера.
Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и об исторических событиях эпохи. В стену вестибюля вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие. Серебряная люстра в большой приемной была подарком к серебряной свадьбе супругов от немецких родственников императрицы. Люстра представляет собой ажурную корзину, увитую гирляндой с 25 розами, по числу счастливых лет, прожитых вместе. О том, что семья занимала важное место в жизни императора, напоминают скульптурные портреты супруги и детей в его кабинете.
Коттедж - уникальный памятник эпохи романтизма, сохранившийся до наших дней без перестроек и более поздних наслоений. Интерьеры дворца, наполненные подлинными вещами, воскрешают атмосферу семейного уюта и тепла. По собственному выражению Николая I, он хотел быть здесь не императором, а "Мужем Петергофской Помещицы", а его супруга Александра Федоровна признавалась, что здесь она "была счастлива, как нигде больше".