5 достопримечательностей в Ломоносове.
1. каменное зало.
Небольшой светлый дворец на оси тройной липовой аллеи, известный как каменное зало, был построен в 1749-1751 годах. Автор дворца точно не известен - как считают некоторые исследователи, им был знаменитый растрелли. Зал, меняя назначения, менял и названия: сначала он звался новым дворцом, потом - маскарадным залом и, наконец, концертным
. Внутри здания располагалась сцена, и тогдашний хозяин ораниенбаума Петр III, страстный поклонник музыки, устраивал здесь концерты, а будущая императрица Екатерина II организовала несколько пышных дворцовых праздников.
К сожалению, каменное зало постигла судьба большинства зданий ораниенбаумского парка: после того как усадьбу оставила Екатерина II, строения постепенно приходили в запустение и по сути были никому не нужны. В 1808 году каменное зало было передано военному сухопутному госпиталю. В 1824 году здание перестроил архитектор в. П. Стасов - знаменитый автор троице - измайловского и спасо-преображенского соборов, московских и нарвских триумфальных ворот. В 1843 году каменное зало еще раз кардинально перестроили, приспособив, как ни странно, под лютеранскую кирху. Над зданием возводится колокольня, внутри помещаются алтарь, кафедра и орган, и по воскресеньям здесь проводятся богослужения.
Сегодня каменное зало - небольшой двухэтажный дворец, увенчанный балюстрадой. После реставрации, проведенной к юбилею города Ломоносова в 2011 году, зданию вернули первоначальный вид. Сейчас в павильоне размещена выставка парковой и интерьерной скульптуры ораниенбаума. Также в здании расположен интерактивный кинотеатр, а летом каменное зало используется по первоначальному назначению - здесь проходят концерты классической музыки.
- Ломоносов, дворцовый пр. д. 48, верхний парк.
8 (812) 422-3740.
2. дворцово-парковый комплекс "Ораниенбаум".
Город Ломоносов, в котором находится ораниенбаумский парк, расположен на южном побережье финского залива, в 40 километрах от Петербурга. Его, в отличие от находящегося по соседству Петергофа, не так часто посещают туристы - и совершенно напрасно. Дворцово-парковый ансамбль ораниенбаума - один из самых интересных и ценных в Ленобласти, хотя бы потому, что только он в годы великой отечественной войны не был разрушен фашистами. Так что все дворцы - музеи ораниенбаума - хоть и отреставрированные, но абсолютно подлинные образцы архитектуры Xviii века.
Большой меншиковский дворец. Тот самый роскошный дворец, построенный для Меншикова в 1710-1727 гг, до сих пор остается центральным строением парка (и ярчайшим представителем "Петровского Барокко". Дворец, расположенный на краю холма, делит парк ораниенбаума на две части - регулярный нижний сад и пейзажный верхний парк. Верхний парк, в свою очередь, делится на петровский парк (там когда-то находилась потешная крепость петерштадт) и ансамбль собственной дачи (павильон катальной Горки и китайский дворец. Нижний сад - один из первых регулярных садов в России - за XX век утратил почти все былое великолепие, но сейчас в нем проводятся реставрационные работы. Что касается большого дворца, то он недавно был полностью отреставрирован и вскоре будет открыт для посещения.
Картинный дом. "Центр Искусств", созданный Петром III, сохранился до наших дней. Это одноэтажное каменное здание с мезанином. В годы великой отечественной войны здесь находилась парковская школа - единственная работавшая в войну школа на территории ораниенбаума. Сейчас дом на реставрации находится.
Дворец петра III. Когда-то дворец был центром потешной крепости петерштадт, построенной здесь для Петра Федоровича. Крепость имела форму 14-конечной звезды, в ней было четыре бастиона, Петр Федорович был ее комендантом, а гарнизон составляли солдаты и офицеры, приехавшие из герцогства гольштейн. Внутри крепости находились арсенал, погреб, дома коменданта и офицеров, плац и, наконец, двухэтажный дворец для Петра Федоровича.
Но крепость была разобрана еще в начале XIX века - до наших дней сохранились только почетные въездные ворота и дворец. Зато во дворце сохранились подлинные интерьеры середины Xviii века - картинный зал, кабинет, спальня с лаковыми росписями в китайском стиле, лепка на потолках по эскизам Антонио ринальди. Сейчас дворец как музей работает. Дворец окружает необыкновенно красивый пейзажный петровский парк: с верхним и нижним прудами и речкой карастой, которая течет в долине. Один из мостов через речку соединяет петровский парк с ансамблем собственной дачи.
Китайский дворец. Расположенный в глубине верхнего парка, дворец был построен по проекту Антонио ринальди для Екатерины II. Дворец не сразу назывался китайским - название прижилось позже потому, что ряд интерьеров декорированы в духе китайского искусства или с использованием подлинных предметов декора из Японии и Китая. Самый знаменитый покой китайского дворца - стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку екатерининских времен.
Стены комнаты украшены стеклярусными панно - холстами с вышивкой стеклярусом (он был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной Ломоносовым в окрестностях ораниенбаума. Вообще китайский дворец - почти единственный в России памятник эпохи рококо, сохранивший подлинные интерьеры середины Xviii века. В настоящее время заканчивается реставрация дворца.
Павильон катальной Горки. 33-Метровое многоступенчатое здание, необыкновенно изящное, расположено в западной части верхнего парка, у его северной границы. Внутренние помещения павильона - опять же подлинное убранство середины Xviii века. Круглый зал декорирован росписью, лепниной и позолотой; фарфоровый кабинет украшен специально изготовленными в Саксонии украшениями. Павильон катальной Горки недавно отреставрирован и теперь открыт как музей.
3. памятник Ломоносову в ораниенбауме.
Все знают старый анекдот про череп Петра I в детстве, в отрочестве и в старости. Любопытно, но у нас в ораниенбауме стоит памятник М. в. Ломоносову, где юный отрок Михайло взирает на свой собственный бюст в более зрелом возрасте. Бюст возвышается на прямоугольном постаменте из серого гранита, а снизу на приступочке сидит мальчик с книгой.
У этого оригинального памятника интересная история. Первоначально бюст Ломоносова работы Гавриила гликмана был установлен на перроне балтийского вокзала в Петербурге. Именно оттуда можно было доехать до бывшей ломоносовской усадьбы усть - рудица, где в 1753 году ученый основал фабрику по изготовлению цветных смальт. В память об этом событии в 1948 году ораниенбаум был переименован в Ломоносов, а на перроне балтийского вокзала в 1954 году был установлен памятник ученному.
Летом 1955 году бюст первого русского профессора "Переехал". Теперь он был установлен на платформе железнодорожной станции "Ораниенбаум". Рядом с перроном памятник еще несколько лет простоял. Старожилы говорят, что и сегодня можно рассмотреть его фундамент по пути с электрички. Наконец, в 1961 году, к 250-летию со дня рождения Михаила Васильевича памятник перенесли в сквер на дворцовом проспект, где он и стоит поныне.
До сих пор неизвестно, останавливался Ломоносов когда-либо в ораниенбауме или нет.
- пр. дворцовый, д. 46.
4. собор архангела Михаила в Ломоносове.
21 августа 1911 года в ораниенбауме был заложен белокаменный собор архангела Михаила, который должен был заменить старый, деревянный михайловский храм. Как это водиться на Руси, строительство было приурочено к 300 - летию династии Романовых, но опять же, в полном соответствие с отечественными традициями, сроки строительства были сорваны и собор был освящен только 30 января 1914 года. Строительные расходы составили 150 тыс. Рублей.
Величественное здание в неорусском стиле было спроектировано петергофским художником а. к. миняевым. Белокаменый собор достигающий 36 метров в высоту венчал главный медный купол. Внутренние стены храма были покрыты росписью. Хорошо просматриваемый с моря, собор архангела Михаила стал одной из доминант южного берега финского залива.
Каждый год, 8 июля, храм служил отправной точкой крестного хода в честь чудесного избавления ораниенбаума от холеры в 1831 и 1848 годах.
В 1932 году собор был закрыт и до 1988 года использовался как склад. Только во время перестройки храм был возвращен церкви. 2 февраля 1992 года состоялось повторное освящение собора.
- дворцовый проспект, д. 61.
8 (812) 422-1056.
5. павильон катальной Горки.
Павильон катальной Горки - одно из самых эффектных сооружений ораниенбаумского парка. Легкая, воздушная, бело - голубая, она видна издалека. Долгие годы считалось, что автор павильона - растрелли, хотя буквально в последние годы это утверждение было опровергнуто.
Катальная Горка была построена по проекту ринальди в 1762-1774 годах (растрелли же построил аналогичную Горку в царском селе, но до наших дней она не сохранилась. К южному ее выступу примыкал волнистый скат, в котором были вырезаны широкие колеи. Гости катились по центральной колее на специальных колясках, а две боковые колеи служили подъемниками - по ним коляски поднимались наверх с помощью специальных технических приспособлений.
Скат начинался с террасы третьего этажа, таким образом первая Горка была около двадцати метров в высоту. Далее шли еще три Горки, высота которых последовательно уменьшалась - они преодолевались за счет инерции движения. В общей сложности протяженность Горки была около шестисот метров! Как видите, по степени экстремальности екатерининская катальная Горка ничуть не уступала современным "Американским Горкам" - а, возможно, дала бы им фору.
По обеим сторонам ската были сооружены крытые двухуровневые галереи - колоннады для прогулок длиной более 500 метров каждая. Весь замысел своим великолепием потрясал.
К сожалению, после того как Екатерина II стала императрицей, она по большей части потеряла интерес к ораниенбауму. Из-за незначительности сумм, отпускаемых на содержание забытой усадьбы, катальная Горка постепенно приходила в упадок. Сырость разрушила деревянные скаты, а прекрасные колоннады в 1813 году совсем рухнули. Александр I, а впоследствии Николай I собирались реконструировать Горку и даже выделяли на это средства - но дальше намерений дело не пошло. К середине XIX века колоннады представляли собой гигантские живописные развалины. Вскоре они были полностью разобраны. О масштабах сооружения можно теперь судить , внимание, только по лугу, примыкающему к Горке: он действительно громаден, а ведь Горка занимала его весь!
Павильон, к счастью, остался и в 2011-м году, к юбилею города Ломоносова, был полностью отреставрирован. Интересно не только внешнее, но и внутреннее убранство павильона катальной Горки: великолепный мрамор в вестибюле, парадная лестница, круглый зал, охотничий и фарфоровый кабинеты. Теперь, после реставрации, все это можно увидеть своими глазами - катальная Горка открыта для посещений каждый день. - дворцовый пр. д. 48, верхний парк. 8 (812) 422-4796, 423-1614. Источник: Ipetersburg. ru.