10 залов эрмитажа с самыми красивыми потолками.
Эрмитаж славится на всю страну не только своей уникальнейшей коллекцией шедевров, но и красивым, богатым убранством залов. Сами по себе они уникальным архитектурным памятником являются. Гуляя по экспозициям музея, стоит уделять особое внимание декору стен и особенно потолков. Редко поднимая глаза вверх, мы упускаем из виду целый калейдоскоп из росписи, карнизов, позолоты, барельефов, кессонов, лепнины.
1. лоджии Рафаэля.
Лоджии Рафаэля - это длинная величественная галерея с большими окнами, из которых открывается вид на зимнюю канавку и эрмитажный театр. Галерея была создана по заказу императрицы Екатерины великой с 1783 по 1792 год архитектором Дж. Кваренги и представляет собой копию знаменитых лоджий Рафаэля в ватиканском дворце папы римского. Все поверхности, стены и своды потолка покрыты копиями фресок Рафаэля, выполненными на холсте. Архитектор Джакомо кваренги построил корпус галереи, а художники мастерской под руководством Христофора унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей, на которые ушло 11 лет.
Ритмично чередующиеся полукруглые арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся фрески на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из ветхого и нового завета, от сотворения мира до тайной вечери. Эти фрески часто библией Рафаэля называют. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты - гротески с бесконечным разнообразием изящных мотивов.
2. шатровый зал.
Шатровый зал - один из самых больших в здании нового эрмитажа - получил своё название из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах, и уникального двускатного перекрытия. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы. Сегодня, как и в XIX веке, в зале размещены картины голландской и фламандской школ, например, таких знаменитых художников Xvii века, как Якоб рёйсдал, питер Клас, Виллем калф, Виллем хеда, Ян стен, Франс халс и другие.
3. фойе эрмитажного театра.
Фойе эрмитажного театра было построено по проекту фельтена в 1783 году и расположено над зимней канавкой, в переходной галерее между большим эрмитажем и театром. Убранство зала оформлено архитектором Л. Бенуа в 1903 году в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проёмы и стенные панно.
На потолке живописные вставки - копии с картин итальянского мастера Xvii века луки Джордано: "Суд Париса", "триумф галатеи" и "похищение Европы". Над дверью - пейзаж с руинами авторства французского художника Xviii века Юбера Робера, на стенах - портретная живопись Xviii - XIX веков. Над фойе театра до сих пор можно обнаружить деревянные перекрытия и стропила конца Xviii века. Из высоких оконных проёмов открываются неповторимые виды на Неву и зимнюю канавку.
4. золотая гостиная / гостиная Марии Александровны.
Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором а. П. Брюлловым в 1838-1841 годах после пожара. Интерьер зала как бы повторяет убранство царских палат московского кремля. Низкий сводчатый потолок зала украшает золочёный лепной орнамент. Первоначально стены и свод, облицованные белым искусственным мрамором, были декорированы растительным золочёным узором.
В 1840-е годы облик интерьера был обновлён по рисункам а. и. штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной, вызолоченные двери и великолепный паркет.
После убийства 1 марта 1881 года императора Александра II именно здесь, в окружении избранных членов государственного совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.
5. александровский зал.
Александровский зал зимнего дворца создан а. П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвящённого памяти императора Александра I и отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф. П. толстого. Тонкие колонны в готическом стиле и полуциркульные арки придают залу храмовый вид. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI - XIX веков из Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.
6. геогриевский / большой тронный зал.
Георгиевский (большой тронный) зал зимнего дворца был создан в 1787-1795 годах по проекту Дж. Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Зал был освящён 26 ноября 1795 года в день святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название. После пожара был воссоздан архитектором в. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника. Двусветный колонный зал каррарским мрамором и позолоченной бронзой отделан. Над тронным местом помещён барельеф "Георгий Победоносец, Поражающий Копьём Дракона". Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные приёмы и церемонии кавалеров ордена Георгия Победоносца, учреждённого Екатериной.
Потолок - металлический, он подвешен к балкам, как цепные мосты. Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева, подчёркивая гармоничность художественного облика георгиевского зала.
7. будуар Марии Александровны.
Будуар Марии Александровны, как и её гостиную, оформил а. П. Брюллов, но в 1853 году его интерьер был полностью изменён в соответствии с проектом архитектора Гаральда боссе. Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле второго рококо. Боссе создал причудливые орнаменты из позолоченного резного дерева и металла. Яркий гранатовый цвет шёлковой ткани - брокатели (шёлк с металлической нитью), изящный рисунок орнаментов, мягкая золочёная мебель создают ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золочёная люстра, отражаясь в зеркалах на стенах и потолке, дополняет эффектное убранство интерьера, делая его бесконечным, хрупким и грациозным.
8. петровский зал / малый тронный зал.
Петровский (малый тронный) зал был создан в 1833 году о. монферраном и восстановлен после пожара 1837 году в. П. Стасовым. Зал посвящён памяти Петра I: в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина "Пётр I с Аллегорической Фигурой Славы". В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра великого в сражениях северной войны - битва при лесной, полтавское сражение. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. Представленные в петровском зале серебряные консоли, торшеры и люстра сработаны петербургским мастером Бухом на рубеже Xviii - XIX веков. Не так давно зал был отреставрирован, получив первоначальную яркость и торжественность.
9. павильонный зал.
Двухсветный павильонный зал малого эрмитажа был создан в середине XIX века архитектором а. и. штакеншнейдером. Архитектор, блистательно владевший архитектурными приёмами разных исторических стилей, естественно и изящно соединил в убранстве зала ренессансные, готические и восточные мотивы. Окна зала выходят на обе стороны и обращены к Неве и висячему саду. Потолок и аркада, обрамляющая интерьер, насыщены позолоченным лепным орнаментом. Особую эффектность придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана Слёз" бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. Шедевром зала, безусловно, являются часы "Павлин", приобретённые Екатериной II у английского мастера Дж. Кокса. 10. Библиотека николая II.
Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894-1895 годах архитектором а. Ф. Красовским. Убранство библиотеки, оформленной с использованием мотивов английского средневековья, декорировано с использованием дерева и тиснёной золочёной кожи. Все детали интерьера и мебель, окна в ажурных переплётах стилизованы под готику резьбой. Важным элементом стал монументальный готический камин, украшенный изображениями грифонов и львов - геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен - дармштадт, к которому принадлежала императрица. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырёхлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведёт лестница. На столе - скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II. Источник: Fiesta. City.