Традиции. Вятские крестьяне и пасха в 1920-е годы (по сводкам Огпу 1925 года).
15 мая - 1 июня. В день праздника пасхи во всей губернии крестьяне в большинстве своем предпочли вместо церкви спектакль и доклады.
В г. Котельниче (важный торговый центр вятской губернии) 26 мая сгорели 80 коммунальных зданий, до 150 частных домовладений, гостиный двор, электростанция, почта и телеграф, типография, бани, театр, дом заключения …, здание суда, сельхозбанк, музей, библиотеки, 6 школ, учебно - показательные мастерские, все детские дома и все церкви … среди жителей г
. Котельнича ходят такие слухи: "Сгоревшие Церкви Восстанавливать не Будут, а Собор Отдадут под Театр" или "в городе много живет коммунистов, и они хотят сделать по-своему, но бог не допустит и их накажет".
Песковский завод (омутнинский уезд. В первомайской манифестации участвовало 40 человек от 1150 рабочих. Малый % участия объясняется тем, что … {был} канун религиозного праздника пасхи. Большинство рабочих - религиозников считали праздновать за грех.
Нолинский уезд. В случае если проследить по деревням шуплецы, большие тимши и ряд других деревень унинской волости, то 50% населения на религию смотрит отрицательно. Молодежь имеет стремление распространить свое влияние на родителей, что более ярко выявилось в ключевском районе ухтымской волости, где под влиянием молодежи родители отказали духовенству в наделе натурой - Ругой.
Котельничский уезд. Свою безграничность к религии крестьяне показали в день пасхи, как, например, в с. круглыжи круглыжской волости во время пасхальной службы в нардоме был поставлен спектакль и концерт с докладом "что такое пасха? Крестьяне, пришедшие ко всенощной, все время провели в нардоме, который не мог вместить всех желающих, а в церкви были только старики и старухи. Крестьяне в нардоме между собой говорили: "Надо Посмотреть Спектакль да Послушать, что Говорят, а в Церкви мы Бывали и Раньше и Знаем, что там Каждый год Одно и то же". В селе сорвижи сорвижской волости также был поставлен спектакль, концерт с докладом "Наука и Религия", "наука и сельское хозяйство". В нардоме присутствовали 250 человек молодежи и {людей} среднего возраста. Доклады слушались внимательно и были такие суждения (большинство: "Чем Идти в Церковь, так Лучше Здесь Послушать". Аналогичные суждения крестьян к празднику пасхи отмечались и в ряде других сел уезда".
Е. Н. чудиновских, в. с. жаравин. Вятка православная. Век XX - Киров 2021 г., с. 94-95.
Примечание. Согласитесь, такое отношение крестьян к вере и к празднику святой пасхи в те годы вызывает сомнение, т. е. это могут просто выдумки тех, кто составлял подобные сводки, и верить этим фактам на ваше усмотрение ….
На фото: церковь песковского завода и ее интерьер в старину. Фотофонд цгако.