Особняк с. н. чаева.
(ул. рентгена, 9).
На одной из малолюдных улочек петроградской стороны находится удивительный особняк в стиле модерн. Построен он был военным инженером, архитектором, теоретиком и критиком Владимиром апышковым для одного из участников строительства транссибирской железной дороги, директора товарищества борьбы с жилищной нуждой, крупного благотворителя и почетного члена петроградского совета детских приютов господина с. Н. чаева
. После революции 1917 года он стал министром путей сообщения в белогвардейском правительстве Деникина, а в конце 1920-х эмигрировал в парижский пригород мёдон, где в 1929 году на собственные средства построил православных храм воскресения христова.
Фасад особняка весьма интересен, здесь используется богатая гамма отделочных материалов - это и гранит, и кирпич, ковка, плитка и лепнина и даже рельефные панно, созданные по мотивам фризов Парфенона. А главный фасад украшала скульптура, позднее утраченная, но говорят, что сохранилась её голова, и специалисты кгиоп не исключают, что фигура будет воссоздана, если найдется какой-нибудь меценат, готовый заняться этим проектом.
Постоянная перекличка элементов венского сецессиона и классической архитектуры характерна не только для фасадов, но и для интерьеров здания.
В моей экскурсоводческой практике был такой случай: после двух часовой прогулки по петроградской стороне с неумеренным любованием памятниками петербургского модерна уставший экскурсант, подходя к особняку чаева, восклицает: "это мы что, с обратной стороны особняка Матильды кшесинской оказались? " От части, он оказался прав, архитектор, конечно же, ориентировался на предшественника (а. фон Гогена и особняк М. кшесинской), но планировочное решение инженера апышкова оказалось гораздо интереснее.
Пространственным ядром особняка, его осью служит высокий круглый холл, на который нанизаны последующие архитектурные объёмы. В холле, на первом этаже находилась приёмная, на кольцеобразном балконе второго этажа - картинная галерея, на третьем - столовая для прислуги со стеклянным полом посредине и световым фонарём. На первом этаже справа располагался кабинет, бильярдная и гостиная, а слева - рабочий кабинет, буфет и столовая с выходом на террасу (позднее перестроенную лидвалем. На втором этаже располагались спальни, ванная, комнаты прислуги. Кухня и прачечная устроены наверху, чтобы запахи не проникали в жилые помещения. Интерьеры были выполнены в классическом стиле по требованию владельца, в связи с имеющейся у владельца мебелью.
Гостиная и будуар были оформлены в стиле Людовика XVI, а спальня в стиле ампир. Столовая была украшена дубовыми резными панелями со сценами охоты. А прочие помещения получили простую отделку с гладкими потолками и окрашенными стенами.
Особняк на лицейской (рентегна) часто менял своих владельцев и после продажи чаевым принадлежал миллионеру Н. в. Соловьёву и его супруге, известной балерине вере трефиловой (и по аналогии с особняком М. кшесинской некоторые называют его особняком в. трефиловой), далее М. э. верстату.
С 1919 года особняк был передан пункту охраны материнства и младенчества, а с 1930-х по настоящее время здесь располагается стоматологическая клиника, которая работала в годы блокады.