Эпоха шекспира. Продолжение.
В конце правления Елизаветы знать меблировала свои дома, нарочито выставляя напоказ свое богатство. К тому времени и сама королева разными путями обзавелась большим количеством мебели и аксессуаров. Ее привлекали величие и роскошь, как и всех ренессансных правителей. Ее дворцы были увешаны полотнами лучших мастеров
. Она собирала украшения, жемчуга и все виды драгоценных камней, посуду из золота и серебра, богатые постели, диваны и прогулочные коляски, персидские и индийские ковры, статуи и медали, "Которые Обошлись бы ей в Огромную Сумму". Стены она покрыла роскошными гобеленами, а в хэмптон корте среди ценнейших предметов в ее гардеробе хранились гобелены, на которых были изображены ее морские победы.
Гобелены, как и мебель, передавали из поколения в поколение, но стремительное строительство привело к тому, что множество ковровых изделий начали ввозить из-за границы. В действительности большая часть материалов, мебели, украшений и аксессуаров для английских домов прибывала прямо с крупной ярмарки в Антверпене. Все сырье и стройматериалы для нового "Кошеля" - королевской биржи, построенной сэром Томасом грешемом, - были привезены на корабле из Антверпена по его распоряжению или в соответствии с указом самой королевы. И благодаря удачным и крепким деловым связям между Лондоном и Нидерландами крупные и мелкие торговцы имели возможность обставлять свои городские и деревенские дома ввозимыми из-за границы предметами. Часть ковров производилась в Англии, но этого было недостаточно, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос. Уильям Шелдон открыл ткацкую фабрику в уорике примерно лет за пятьдесят до того, как Елизавета взошла на трон. На этой фабрике производили гобелены и, возможно, даже ковры, как правило, с восточными узорами, иногда нелепо сочетая их с геральдическими эмблемами. Ковры в Англию тоже пришли с континента - из Турции и леванта.
Портрет королевы кисти неизвестного художника, который носит название "Портрет Дичли" (сейчас находится в лондонской национальной галерее), изображает ее стоящей на карте оксфордшира, которая была выткана на фабрике Шелдона. В дичли - хаузе, принадлежащем сэру Генри ли, королева останавливалась во время своего визита в оксфордшир в 1592 году. По этому поводу был составлен такой джингл: "В Счастливый час, в Счастливый День Элиза Выбрала Этот Путь".
После огромного количества стихов, как хороших, так и невероятно плохих, написанных в ее честь, эти вирши могут показаться слишком простоватыми и прямыми. Но для умной, проницательной и молчаливой женщины в красном парике это, должно быть, была благодарственная форма "Mere English" (простой англичанке.
Но, хоть ради королевы и расстилали ковры, гобелены и даже мантии, напольные ковры были не в ходу. Полы в фермерских домах и коттеджах были устланы тростником, камышом и соломой, смешанной со стеблями лаванды и розмарина. В богатых домах дело обстояло точно так же, разве что доля ароматических трав была больше. В гринвичском дворце полы лавровые листья устилали.
Зато потолки с лихвой отсутствие убранства пола компенсировали. Теобальдс мог похвастаться знаменитым потолком, на котором были изображены знаки зодиака. Ночью на потолке были видны звезды, соответствующие каждому знаку. Неизвестно, был ли там астролог, чтобы толковать эти светящиеся знаки для развлечения гостей, но очевидно, что днем звезды исчезали, так как ратгеб сообщает, что "Солнце Проникало Сквозь Небеса".
Изделия из гипса, большую часть которых производили в Англии, должно быть, были совершенно удивительными, хотя время уничтожило многие из них. Но в большой гостиной в хардвик - холле все еще сохранился фриз, где изображена Диана со спутниками и собаками, охотящаяся в лесу на оленей, слонов и львов. А на гипсовой панели в мантекьют - хауз можно увидеть грубоватое изображение так называемой процессии скиммингтона *.
Потолки поскромнее рельефами и висячими орнаментами украшали. Англичане стали использовать итальянскую наружную штукатурку с тем же рвением, что и переплетающийся орнамент. Но яркие цвета, типичные для того времени, были, скорее, заимствованы из Америки, чем из Европы.
Шекспир, писавший для людей своей эпохи, вложил в уста гремио из "Укрощения Строптивой" описание интерьера, когда тот перечислял свои владения, прося руки Бианки. Дом гремио находился в Падуе, но его описание могло бы подойти любому богатому дому в Англии:
У меня дом в Падуе; там много дорогих кувшинов и тазов для омовенья. Все занавески - из восточных тканей, казна лежит в ларцах слоновой кости, а в кипарисных сундуках - наряды. Тончайшее белье, покровы, шали, турецкое жемчужное шитье и золото венецианских кружев. Посуда из олова и меди со всем прибором есть".
* Это выражение обозначает английскую традицию высмеивания мужей, которые во всем слушаются жен. Мужчину сажают на лошадь позади женщины задом наперед, дают в руки прялку, а за ними следуют соседи, распевающие издевательские песенки. (Продолжение следует) эпоха_Шекспира@Armitage_Army.