Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

"Солнцев был одним из тех лучших и немногих, которые учили нас всех ценить и любить.

24.12.2015 в 14:29

Настоящую коренную Русь".
В. в. Стасов.

Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) - русский художник - график родился 14 апреля 1801 года в селе верхненикульском мологского уезда ярославской губернии в семье крестьян графа Мусина - Пушкина. В 1815 году его определили в академию художеств. На картины начинающего художника обратил внимание президент академии художеств, директор императорской публичной библиотеки а. Н. Оленин, он стал привлекать Солнцева для исполнения различных работ и заказов, нацеливая на художественно - археологические исследования. В 1829 г. Ф. Г. Солнцев исполнил рисунки рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни. Эта работа окончательно связала жизнь и творчество Федора Григорьевича с археологией: современники называли его исключительно художником - археологом, а впоследствии его полувековая художественно - археологическая деятельность была отмечена золотой медалью императорского русского археологического общества. С конца 20-х гг. XIX в. Ф. Г. Солнцев стал главным помощником а. Н. Оленина в издании археологических трудов. В начале 1830 года он рисовал "Керченские" и "фанагорийские древности". В 20-е годы XIX в. а. Н. Оленин привлек Солнцева к работам по созданию проектов различной форменной одежды.

30-е годы XIX века стали новым этапом в творческой биографии Ф. Г. Солнцева. Он работал в Москве, снимая рисунки с древнейших вещей, хранившихся в оружейной палате московского кремля и его соборах, делал акварельные зарисовки различных видов Москвы. Часть этих рисунков была выполнена для работ русского историка, действительного члена императорского общества истории и древностей российских - Ивана Михайловича снегирева, занимавшегося исследованием российских древностей. Созданное Ф. Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины от VI до Xviii века было использовано при издании "Древностей Российского Государства" (1849-1853 гг. ) издание состояло из 500 рисунков большого формата.

С 1830 по 1853 гг. Ф. Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делал этнографические зарисовки. В 1847 г. было издано сочинение киевского гражданского губернатора и. и. фундуклея "Обозрение Киева", большая часть зданий и вещей, которые были описаны в "обозрении Киева", представлены в рисунках и чертежах. Гравюры к книге по рисункам ф. г. Солнцева создавались. Ф. Г. Солнцев реставрировал фрески и раскрывал мозаики киевского софийского собора (Х 1 век), с ювелирной тщательностью копировал его росписи. В марте 1853 г. он представил 80 рисунков в императорское русское археологическое общество для издания. Из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался , внимание, только в 1866 г. в 1871 г. вышел первый выпуск "Древностей" - "киевский софийский собор".

В 1836 г. Ф. Г. Солнцев был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в санкт-петербургской духовной семинарии, за что получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.

Плодотворным было сотрудничество художника с издательским отделом священного синода. К предпринятому в 1885 г. архиепископом черниговским Филаретом изданию "Жития Святых, Чтимых Православной Церковью" Ф. Г. Солнцев сделал 400 рисунков. По рисункам Солнцева был издан антиминс. С его иллюстрациями вышли книги "Пояснения на Литургию" дмитриевского, "пояснения на литургию" Н. в. гоголя и др.

С конца 30-х годов, когда император Николай I принял Ф. Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал целый ряд рукописных книг: молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II; молитвенники ангелам - хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; жития избранных святых; "Праздники в Доме Православного Царя Русского"; житие Сергия Радонежского; служба святой Марии Магдалине; "русские святые, предстатели перед богом за царя и святую Русь"; "знаменательные дни в доме императора Александра III". В 50-е годы ХIX в. создавался "Молитвенник с Месяцесловом" по заказу и при участии княгини М. П. Волконской. Анализ техники живописи показывает, что над оформлением работали два художника. Основная работа была выполнена Ф. Г. Солнцевым и лишь небольшая часть - П. в. Басиным. Примерно в те же годы, в 1854 г., по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой Ф. Г. Солнцев создал уникальную рукописную книгу "Евангелие от Иоанна", которая в 1887 году, согласно завещанию княгини, поступила в отдел рукописей императорской публичной библиотеки.

Вторая половина жизни художника была заполнена не менее важными и серьезными работами. С 50-х гг. XIX в. Ф. Г. Солнцев принимал участие в живописных работах по исправлению интерьера в соборе александро - невской лавры. В 1861-1862 гг. он возобновлял свято - троицкий александро-невский собор, а в 1863-1864 гг. присматривал за обновлением лаврской церкви святого духа.

В 1860-е гг. крепкая дружба и сотрудничество связали Ф. Г. Солнцева с журналистом, издателем и писателем М. и. семевским. В течение 30 лет журнал "Русская Старина" выходил в оформлении художника Солнцева. В 1873 г. при императорском русском археологическом обществе была образована особая комиссия из 5 членов, под председательством Н. и. стояновского, для издания многочисленных трудов Оленина, скончавшегося в 1843 году. Часть из них опубликовали уже 1877 г. 100 иллюстраций, вошедших в "Археологические Труды", принадлежали Ф. Г. Солнцеву. (Древности Босфора киммерийского, хранящиеся в императорском музее эрмитажа. Рис. Ф. г. Солнцева. СПб., 1854. 2 тт. ; Оленин а. Н. археологические труды в 4-х тт. Под ред. Н. и. стояновского со 100 снимками Ф. Г. Солнцева. СПб., 1877, 1881, 1882.

Федор Григорьевич Солнцев прожил долгую жизнь - почти все XIX столетие. На его глазах одна историческая эпоха сменялась другой, а художественная деятельность этого скромного труженика искусства оказывала сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждая "Русский Стиль".

Ирина богатская. Древности российского государства в творчестве федора солнцева. "РИ" Номер 1/2005.