Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной.

06.03.2021 в 20:31

Сейчас в здании сохранилась обстановка лишь нескольких комнат. Читайте в нашем материале о том, как выглядело внутреннее убранство особняка, о таинственном "Зеркале Дракулы", приносящем несчастья, и о фильмах, которые снимали здесь современные режиссеры.
История строительства.

Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной.
Особняк на кожевенной линии построили в 1770-х годах. Тогда здесь находились заводы по выделке кожи, от которых и произошло название улицы. Дом принадлежал владелице одного из производств, вдове иностранного купца Фишера. Первый этаж занимали заводские конторы, на втором находились жилые покои.

Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной. 01
В 1844 году здание купил крестьянин из тверской губернии Николай Брусницын. Три года спустя он открыл небольшую кожевенную мастерскую, в которой работали всего 10 человек. Однако дело Брусницына быстро росло и приносило прибыль: вскоре он стал купцом, а мастерская превратилась в фабрику, на ней трудились около 600 рабочих.

Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной. 02
К этому времени Брусницын мог бы переехать в центр Петербурга, как поступали другие промышленники. Но он предпочел по-прежнему жить неподалеку от фабрики: так было удобнее контролировать производство. В 1857 году к купеческому особняку пристроили дополнительное крыло. В начале 1860-х заменили фасад, на первом этаже расширили окна, а на втором сделали потолки выше. В 1877 году рядом с главным зданием появился двухэтажный склад.

Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной. 03
Когда Николай Брусницын умер, дом и фабрика перешли по наследству его сыновьям - Николаю, Александру и Георгию. В 1882 году особняк перестроили еще раз: архитектор Анатолий ковшаров разработал проект Ш - образного здания, в котором каждому из братьев отводилось отдельное крыло. С восточной стороны дома появилась еще одна пристройка, потолки второго этажа вновь подняли, фасад надстроили. С этого времени особняк приобрел вид, в котором сохранился до наших дней.

Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной. 04
После революции двое из братьев Брусницыных - Георгий и Николай - уехали за границу. Александр Брусницын остался в Петербурге и продолжал руководить кожевенным заводом, который основал его отец. В 1919 году его арестовали за контрреволюционную деятельность. Но рабочие подали в чрезвычайную комиссию ходатайство в защиту Брусницына, и через год его освободили.

Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной. 05
Особняк к тому времени собственностью кожевенного завода им стал. А. н. радищева. В нем разместились заводское управление и профсоюзный комитет. Вместо парадных ворот в 1930-х годах построили проходную и вестибюль.

Особняк купцов Брусницыных расположился на кожевенной линии васильевского острова - в XIX веке она была промышленной зоной. 06
С особняком Брусницыных связана городская легенда о старинном зеркале, которое приносит несчастья своим владельцам. Рассказывали, что еще в XVI столетии оно висело в одном из итальянских дворцов, где якобы хранился прах самого графа Дракулы. Николай Брусницын, по легенде, купил это зеркало и распорядился повесить его в гостиной. Вскоре после этого умерла внучка промышленника, и в городе появились слухи, что с каждым, кто посмотрит в это зеркало, случится беда.

В советское время легенда новыми подробностями обросла. Рассказывали, что после революции зеркало передали из особняка в дом культуры им. Кирова, но вскоре вернули обратно. Затем оно кабинет заместителя директора кожевенного завода украшало. По легенде, человек, который занимал эту должность, таинственно исчез, потом пропало и само зеркало, а кабинет заколотили, и с тех пор им никто не пользовался.

Парадная столовая, танцевальный зал, курительная комната.

До наших дней сохранились интерьеры всего нескольких комнат в особняке Брусницыных. Почти все они в восточном крыле здания расположены. Помещения друг за другом анфиладой - длинным сквозным рядом идут.

Парадная столовая в стиле позднего возрождения оформлена. Ее окна в зимний сад с экзотическими растениями выходили. Все детали обстановки, которые сохранились в этой комнате, подлинные. В их числе - кованая бронзовая люстра и светильники на стенах, резные деревянные панели и лепной потолок, который тоже окрашен под древесину. Двери столовой украшены изображениями бараньих голов: это традиционный мотив в отделке купеческих домов, поскольку баран считался символом торговли.

Раньше в центре комнаты стоял большой дубовый стол на 60 человек. За ним в праздничные дни собирались члены семьи и гости Брусницыных. Сейчас из мебели в столовой сохранился только деревянный буфет. Рядом с ним находится потайная дверца, которая ведет в бильярдную, или красный кабинет. Здесь обычно собирались мужчины, чтобы не только поиграть в бильярд, но и обсудить дела. Стены кабинета внизу были отделаны резными деревянными панелями, в верхней части - обтянуты тканью. Люстру над бильярдным столом можно было поднимать или опускать с помощью специальной ручки на стене. Для отдыха предназначались угловые диваны с кожаной обивкой. В комнате также располагался резной камин.

Из гостиной также можно было попасть в танцевальный зал, который называли белым - за основной цвет отделки. Здесь архитектор придерживался французского стиля, который был популярен при Людовике XV. Стены украшала позолоченная лепнина: изображения купидонов и сатиров, вазы с цветами, венки, женские головки. Здесь сохранились люстра с хрустальными подвесками и мраморный камин со скульптурами амуров.

К белому залу примыкает небольшая курительная комната в мавританском стиле. На напольных плитках и стенных панелях повторяется схожий геометрический рисунок. Стены и куполообразный потолок традиционной восточной росписью покрыты. Интерьер дополняет люстра из стекла и латуни с гравированными рисунками и надписями. На стенах комнаты повторяется фраза "Хвала Аллаху", написанная арабской вязью.

Кроме этих комнат, в особняке Брусницыных сохранилась гостиная в стиле рококо. Ее оформили в золотисто - коричневых тонах, стены украсили панно в золоченых рамах, растительные орнаменты, изображения морских раковин и драконов.

С 2017 года особняк закрыт для экскурсий и отдельных посетителей. Но здесь часто проходят съемки фильмов и сериалов. Например, режиссер Рустам хамдамов снимал здесь картину "Мешок без дна" по мотивам рассказа рюноскэ Акутагавы "в чаще". А Рената Литвинова дважды использовала интерьеры брусницынского особняка в своих работах. В 2016 году она снимала здесь новеллу "Сны Иосифа" для киноальманаха "Петербург. Внимание! Только по любви". А в 2021-м вышла картина Литвиновой "Северный Ветер", в которой залы особняка стали сказочным поместьем главных героев.