О значении дома Брюллова: ответ кунсткамере.
13 января Ефим Анатольевич Резван, заместитель директора кунсткамеры и доктор исторических наук, прокомментировал возможную передачу дома Брюллова под музей - институт исламской культуры. Редакция искры ознакомилась с позицией господина Резвана, будущего руководителя музея ислама: мы продолжаем выступать против этого решения и обращаемся к Ефиму Анатольевичу со следующими поправками.
1 "Поскольку Научно - Методическим Обеспечением Будет Заниматься Международный Центр Исламских Исследований - Структура Кунсткамеры, - мне Очень Хотелось, Чтобы Музей Ислама был Недалеко от Кунсткамеры". Полагаем, говорить о том, что само по себе логистическое удобство не является достаточным основанием для такого решения по дому Брюллова, излишне.
2 "Тем Более там Когда-то был Музей Санкт-петербурга, мы Даже Видим Какую-то Преемственность". Музей старого Петербурга действительно работал в доме архитектора Брюллова с 1907 по 1917 гг., однако вывод о том, что музей ислама связан "Преемственностью" с музеем начала прошлого века, звучит нелогично. И некорректно - с учётом того, что всероссийское общество охраны памятников истории и культуры вот уже три года предлагает открыть в доме Брюллова музейную зону, посвящённую музею старого Петербурга. Музей о музее, напоминание о том, как русская интеллигенция относилась к своему прошлому, пример для подражания. При этом создание музея в 1907 г. было низовой гражданской инициативой братьев Бенуа, братьев Рерихов, Павла сюзора, Сергея Дягилева и других деятелей культуры. Сейчас со стороны воопиик за создание "Музея о Музее" выступают те же деятели культуры и науки. Это, повторим, - настоящая преемственность.
3 "Никаких Изменений в Облик Здания мы Вносить не Намерены". Вносить изменения в облик объекта культуры федерального значения и правда не стоит - впрочем, как и в его исторический смысл.
4 "Петербургская Соборная Мечеть, Признанный Шедевр Архитектуры, Вплоть до Начала XXI Века Считалась Крупнейшей в Европе". Признанным шедевром архитектуры является и, например, дом эмира бухарского на каменноостровском проспекте, при наличии которого странно говорить, что "Присутствие в Классических Интерьерах" именно "особняка Брюллова исламской композиции будет в рамках петербургских традиций и не покажется притянутым за уши".
5 "стоит завести речь о строительстве мечети где угодно - автоматически появляется петиция. Люди опасаются, что вокруг мечети будут бородатые мужики, а вслед за ними будут бородатые мужики с автоматами, гастарбайтеры и так далее". Никто не способен узнать мотивы всех граждан, подписавших петицию против передачи дома Брюллова под музей ислама (особенно учитывая, что их уже более 6 тысяч), однако несогласие журнала искра и многих других с таким решением никак не связано с опасением по поводу "Мечетей" или "бородатых мужиков с автоматами". Не следует вменять обывательский алармизм людям, выступающим за последовательность и корректную политику памяти. Мы опасаемся другого - того, что вместо возрождения музея старого Петербурга дом Брюллова отдадут под не связанные с ним задачи. Особенно нелогично и неуместно это выглядит на фоне существующей инициативы воопиик с уже разработанным проектом для городских властей. Дело не в исламе: музей современной кулинарии на кадетской линии, 21 вызвал бы у нас схожую реакцию.
6 "на самом деле все обсуждения происходят раньше времени … мы сейчас должны утвердить устав музея в министерстве юстиции, затем должны представить его городу, город должен принять или отклонить его, затем уже мы заключаем какое-то соглашение. Ничего из этого ещё не произошло". Обсуждения не преждевременны: кулуарные решения без оглядки на мнение граждан недопустимы, и возможность не дать гражданам слова необходимо исключить уже сейчас. То, что до принятия и даже до рассмотрения проекта музея ислама ещё далеко, - прекрасно. Значит, есть время конструктивно поспорить и предложить альтернативные пути - что мы и делаем.