"Конный бой на мосту".
Ян асслейн, 1636 год.
Одним из ярких представителей живописи голландского золотого века является Ян асслейн. Первые уроки живописи он брал у эсайаса ван де велде, который прославился как мастер пейзажа и батальных сцен. Затем, чтобы постичь все азы старой европейской живописи, асслейн путешествовал по Франции и Италии. По возвращении, уже состоявшимся мастером, он вступил в гильдию живописцев Амстердама. За небольшой рост и изогнутые пальцы асслейна на родине прозвали "Маленький Краб"
. Однако это не помешало живописцу создавать шедевры. Самой известной работой мастера стала композиция "Лебедь". На картине изображена большая белоснежная птица, которая бесстрашно защищает свое гнездо от охотничьей собаки. Впоследствии эта картина стала символом борьбы за независимость Голландии против Испании.
Виртуозность кисти Яна асслейна ярко проявилась в работе "Конный бой на Мосту", датированной 1636 годом. Сюжет полотна посвящен одной из многочисленных битв тридцатилетней войны 1618-48 годов, затронувшей практически все европейские страны.
Не только городские жители, но и зажиточные крестьяне, отдавая дань моде, украшали свои незамысловатые интерьеры "Досками с Картинками". Поэтому и размеры картин были невелики, за что создателей камерного жанра прозвали "Малыми Голландцами".
Композиция картины кажется на первый взгляд простои, но в этом и есть мастерство живописца: сосредоточить взгляд зрителя на главном - атаке шведских кавалеристов на пикинеров германской армии. К слову, похожая по композиционному построению работа этого же мастера находится в эрмитаже.
Строй пикинеров являлся грозным оружием в Xvii веке. Но атака шведов была столь неожиданной, что солдаты императорской армии не успели подготовиться к бою. Погибли первые воины, в том числе и германский барабанщик. Однако пикинеры не пали духом - на первом плане один из них бесстрашно бросается на шведского всадника. Композиция картины полна трагического действия, и автор позволяет зрителю самому решить, кто победит в этой стычке.
Следует отметить, что голландская батальная живопись создала свой жанр так называемой прозаической сцены битвы, в отличие от итальянцев, у которых страсти войны бьют через край. Помимо изображения самой борьбы, голландцы еще подразумевали подтекст в каждой детали картины, который был понятен современникам. Со временем аллегорию картин искусствоведам приходится читать как некую тайнопись. На данной картине главная сцена может быть истолкована как победа отваги (пеших пикинеров) над гордыней, воплощением которой является всадник на белом коне. Картина_с_историей.
P. S. качество не лучшее, но работа редкая.