Комнаты марии Александровны.
Будуар ( номер 306).
Небольшая комната, следующая за спальной, имела еще одно название - малый кабинет.
Это о нем Мария Александровна писала к брату карлу в 1842 году: "…мой маленький серый с розовым будуар …". Оформленный по проекту а. П. Брюллова в 1841 году, будуар, очевидно, поначалу имел светлую отделку, но на акварели э. П. гау (1840-е) предстает уже в синих тонах. По характеру отделки этот интерьер заслуживает названия "Ренессансного" больше, чем синяя спальня
. Об этом напоминает и лепной белый и золоченый орнамент, и живописные гротески люнеты.
Удивительно приятна и удобна мебель будуара, выполненная в мастерской П. гамбса. Это отделанные богатой резьбой письменный стол и кресло у двери, этажерка, несколько столиков.
Неудивительно, что Мария Александровна любила свой будуар, в котором не только отдыхала, но вместе с супругом по утрам и после полудня пила чай, писала письма, читала.
В 1853 году уютный и элегантный, но несколько "Холодноватый" интерьер Брюллова был переделан по проекту архитектора Гаральда Эрнестовича боссе. Полукруглая ниша на южной стороне комнаты уступила место прямоугольному алькову, отделенному от основного объема аркой с кариатидами. Пол в этой части будуара был приподнят на ступеньку. Дверь в правой части алькова, почти сливающаяся со стеной, выводила на лестницу в детские комнаты. На этой лестнице по стенам сделали полки для книг, поскольку библиотеки на половине Марии Александровны не было.
Новый облик будуара в 1861 году запечатлел в акварели также э. П. гау. В таком виде, практически без изменений интерьер сохранился до настоящего времени. Он оформлен в стиле второго рококо, популярного в середине XIX века. От прототипа его отличает, прежде всего, интенсивность цветового решения и широкое применение больших цельных зеркал. В Xviii столетии крупные зеркала составными были.
В будуаре, как и в других покоях Марии Александровны, были картины, которые по желанию владелицы время от времени сменялись. Обычно сюда приносили полотна из эрмитажа. Некоторые, особенно любимые императрицей, оставались здесь на долгие годы. Так на акварели э. П. гау на правой стене будуара показана картина итальянского мастера Xvii века доменикино " Св. Иоанн евангелист", приобретенный Николаем I.
Мария Александровна очень любила это полотно и просила в своем завещании, чтобы его оставили в будуаре до тех пор, пока Александр II будет занимать смежные с её половиной покои.
И теперь произведение итальянского художника в эрмитажном собрании находится. Youth_Hermitage, Winter_Palace_History.