Еще один интерьер, которому не удалось пережить войну, - опочивальня Александра I в екатерининском дворце.
Она перешла ему от бабушки - императрицы Екатерины II, которую, как известно, Александр Павлович очень любил.
Кстати, императрица Екатерина II разработала целую систему интеллектуального и физического воспитания внуков. Скажем так - великие князья не были неженками. Температура в комнатах мальчиков не должна превышать 16-18 градусов, а спать предписывалось не на мягких кроватях, а на жестких тюфяках под легкими одеялами
. Поэтому деревянные походные кровати непременным атрибутом спален наследников стали. Привычку эту они на протяжении всей жизни сохраняли. Одну из таких кроватей вы можете видеть на акварели Луиджи премацци. Как, по-вашему, такая простая кровать смотрится в роскошном интерьере?
Супруга императора Елизавета Алексеевна писала матери, что "император. Нечто свою спальню любит как одушевленное".
Сергей вильчковский в своем путеводителе так описывает опочивальню императора: "два окна, до полу, выходят в парк; стены обтянуты китайской шёлковой материей с акварельными рисунками, изображающими сцены из жизни манджуров; богатая золоченая резьба и лепка обрамляют обивку; над альковом, где стоит скромная походная кровать императора, на великолепной резной золочёной арке стиля Людовика ХV, - вензель императрицы Екатерины II. Плафон "Аллегорическое Изображение Естественных Наук". В углу - камин того же стиля; между окнами - зеркало до полу; мебель красного дерева, стиля ампир, крытая темно-зеленым сафьяном; в комодах множество мелких туалетных принадлежностей и личных вещей императора; у зеркала - его шпага и сабля; на кровати - соломенный матрац в замшевом чехле, волосяные подушки в таком же чехле, ситцевое и пикейное одеяла; на стене планы Петербурга и царского села; над дверями и над печью картины: "Пастораль", "весталка" и "цветы", исправленные, после пожара 1820 г., антонелли".
После смерти императора в его личных комнатах ничего не меняли. Эта идея принадлежала брату Александра Павловича - Николаю I, ставшему императором после смерти обожаемого брата. По его личному указанию в этих помещениях все оставили "как Было Прежде", превратив их в своеобразный мемориал - в этой части дворца больше не проживали члены императорской семьи. В тридцатилетнюю годовщину со дня смерти Александра I императрица Мария Александровна (супруга Александра II) заказала художнику Луиджи премацци акварель, которая запечатлела "Опочивальную Комнату Государя Императора Александра Павловича в Старом Царскосельском Дворце". Убранство этих комнат оставалось без изменений и после превращения дворца в музей.
К сожалению, интерьер полностью уничтожен во время великой отечественной войны. А походную кровать Александра I (Санкт-петербург, мастерская Генриха гамбса, 1820-1821) удалось спасти, и она представлена на экспозиции "Памятные Комнаты Александра I".