Двери дворца в царском селе.
Лионский зал.
Двери из ценных пород дерева (всего их три) воссоздавались на основе исторических изображений - иконографического материала. Восемь реставраторов царскосельской янтарной мастерской работали над ними больше восьми месяцев. Четыре мастера - с деревом, остальные - с перламутром. Последнее было одним из самых сложных. Каждую деталь из перламутра нужно было изготовить (вставки из перламутра вырезаются по контуру рисунка с помощью ювелирного лобзика) и "Вживить" в полотно двери
. На фото видно, что вокруг филенок (тонких вставок в двери) расположены полоски из перламутра. Всего этих полосок на трех дверях зала - около двух тысяч. Каждая изготавливалась и "Вживлялась" вручную. Перламутр этот - из настоящих раковин. Выполняли эту филигранную работу те самые мастера, которые воссоздавали янтарную комнату.
В отделке дверей использованы разные виды красного дерева, амарант, клен, карельская берёза, дуб, бук.
Все три двери выполнены в технике маркетри, в переводе с французского "Marqueterie" означает "мозаика". Суть технологии заключаются в следующем: тонкие пластинки из ценных пород дерева приклеиваются на основу в виде орнамента или фигурной композиции. Толщина пластинок колеблется от одного до трех миллиметров.
Единственный в России интерьер, декорированный 2, 5 тоннами натурального лазурита, прошел несколько этапов реставрации. Уникальная по масштабности и сложности работа, ставшая возможной благодаря поддержке пао "Газпром", завершена, и с 1 мая лионский зал будет открыт для посетителей музея - заповедника "царское село".
Лионский зал, входивший в число личных апартаментов Екатерины II, а в середине XIX века ставший парадной гостиной на половине супруги Александра II Марии Александровны был создан архитектором Чарльзом камероном в 1781-1783 годах и считается одним из самых совершенных его творений. Свое название зал получил благодаря отделке шелком, изготовленным в Лионе.
Во время войны драгоценный декор зала был уничтожен, а уникальный паркет - вывезен из страны и по счастливой случайности обнаружен в 1947 году искусствоведом Анатолием кучумовым в элеваторе берлинского порта. Команде реставраторов удалось восстановить подлинный паркет из 12 драгоценных пород дерева (среди них амарант, самшит, дуб, клен, палисандр) и перламутровую отделку паркетных щитов. Реставрация паркета заняла у десяти мастеров 547 дней.
На заключительном этапе реставрационных работ, длившемся около двух лет, команда из более 100 специалистов (камнерезов, скульпторов, позолотчиков, чеканщиков и литейщиков) воссоздала в первоначальном виде два угловых камина, декорированных лазуритом, мрамором, золоченой бронзой и мраморными путти, уцелевшими в войну; лазуритовые порталы окон, зеркала с подзеркальными столиками из лазурита, двери, выполненные в технике маркетри. Стоит заметить: нигде в мире нет интерьера, где в таком объеме был использован лазурит в технике "Русской Мозаики".
В музейных фондах сохранились дворцовые описи, акварели, фотографии и образцы ткани, но ключевую роль в реставрационной работе сыграли лионские архивы ткацкой фабрики "Лами и Жиро", выполнявшей императорский заказ в 1860-х годах. Мануфактуре "Прелль", продолжающей традиции этого предприятия, было доверено восстановление шелковой отделки зала. Современные специалисты изготовили 320 метров ткани нужного цвета для стен, портьер и мебели. Реставраторы музея отмечают, что это была практически уникальная практика, поскольку сохранившиеся во Франции книги заказов XIX века - редкая удача, на которую не всегда приходится рассчитывать при восстановлении утраченного оформления интерьера.