Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Csonkr_куда_съездить после самоизоляции?

01.05.2020 в 11:54

Клуб "Знай и Люби Свой Город" социально - досугового отделения нашего комплексного центра рекомендует отправиться на экскурсию в михайловский замок.

Михайловский замок - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества Xviii в. он возведен на месте летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф. - б. растрелли, 1740-е гг. ), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери - Екатерины II
Csonkr_куда_съездить после самоизоляции?. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. в процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. к работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы а. - Ф. - Г. виолье, в. бренна, в. и. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день святого архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I. величественная громада "Дворца Святого Михаила", как именовался замок в документах Xviii столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и Востока водами рек мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами - Воскресенским и церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели б. к. растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок императорской резиденцией лишь в течение сорока дней являлся. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано главному инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название - инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф. М. Достоевский и Д. в. Григорович, ученые и. М. Сеченов и П. Н. яблочков, композитор Ц. а. кюи, герой Севастополя э. и. тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно - учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 г. михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса государственного русского музея.

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое "Лицо", что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.
Главный фасад особой торжественностью и монументальностью отличается. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. в тимпане фронтона расположен барельеф "История Заносит на Свои Скрижали Славу России", исполненный братьями стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись - "Дому Твоему Подобает Святыня Господня в Долготу Дней", представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.
Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами "Партикулярных" домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры михайловского замка современники называли "Чудом Роскоши и Вкуса". В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П. к. и Дж. Скотти, а. виги, я. меттенляйтер, скульпторы к. альбани, и. П. Прокофьев, П. и. соколов, живописцы и. а. Акимов, а. М. Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей - зал антиков, галерея Рафаэля, галерея лаокоона, галерея арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо бренны и его молодого ученика Карло росси.

Император Павел I (20. 09. 1754 - 12. 03. 1801), сын Петра III Фёдоровича - внука Петра I (урожденного карла - Петера - Ульриха голштейн-готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы анхальт-цербстской. В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. - владетельным герцогом голштейн-готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по царскосельскому договору она обменяла шлезвиг и голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу любекскому Фридриху - августу (с титулом герцога ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29. 09. 1773 г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14. 06. 1755 - 15. 04. 1776), урождённой принцессой Гессен - дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26. 09. 1776 г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14. 10. 1759 - 24. 10. 1828), урождённой принцессой вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06. 11. 1796. Коронован 05. 04. 1797 г. с 1798 г. великий магистр державного ордена святого Иоанна иерусалимского (мальтийского. Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12. 03. 1801 г. в михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14. 10. 1759 - 24. 10. 1828. Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г. . урождённая принцесса София - Доротея - августа - Луиза вюртембергская, дочь герцога Фридриха - Евгения Вюртемберг - монбельярского и Фредерики - Доротеи - Софии, урождённой маркграфини Бранденбург - шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей - четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами - рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Большой вклад в развитие женского образования в России внесла. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.
Ее личные апартаменты в михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на летний сад.

Aлександр Павлович (12. 12. 1777 - 19. 11. 1825. Объявлен наследником престола 06. 11. 1796 г. с 12. 03. 1801 г. - император, коронован 15. 09. 1801 г. с 28. 09. 1793 г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13. 01. 1779 - 04. 05. 1826), . Урождённой принцессой Луизой - Марией - Августой Баден - дурлахской. Его личные апартаменты в михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27. 04. 1779 - 15. 06. 1831), великий князь, цесаревич. За участие в итальянском и швейцарском походах а. в. Суворова (1799) назначен генерал - инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 - 1807 и 1812 - 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий польской армией и фактический наместник царства польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15. 02. 1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией - Генриеттой - ульрикой саксен - заальфельд - кобургской (11. 09. 1781 - 31. 07. 1860), покинувшей Россию в 1801 г. официально разведены 20. 03. 1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12. 05. 1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней лович (17. 05. 1795 - 17. 11. 1831), урождённой графиней грудзинской.

В 1806 - 1820 гг. - гражданский брак с Жозефиной, урождённой лемерсье, по первому браку фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г. ) - вейс. Умерла в 1824 г. личные апартаменты Константина в михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29. 07. 1783 - 04. 03. 1801), великая княжна, Палатина венгерская. С 19. 10. 1799 г. в браке c эрцгерцогом австрийским, Палатином венгерским Иосифом - Антоном (27. 02. 1776 - 01. 01. 1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13. 12. 1784-12. 09. 1803), великая княжна, герцогиня мекленбург - шверинская. С 12. 10. 1799 г. в браке с наследным принцем Фридрихом - Людвигом мекленбург - шверинским (02. 06. 1778 - 17. 11. 1819.

Мария Павловна (04. 02. 1786 - 11. 06. 1859), великая княжна, великая герцогиня саксен - Веймар - эйзенахская, с 1853 г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22. 07. 1804 г. в браке с герцогом Карлом - Фридрихом саксен - Веймар - эйзенахским (22. 01. 1783 - 26. 06. 1853), великим герцогом с 1828 г.

Екатерина Павловна (10. 05. 1788 - 29. 12. 1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини ольденбургской не пользовалась. С 1816 г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18. 04. 1809 г. с принцем Петром - Фридрихом - Георгом (Георгием Петровичем) ольденбургским (09. 05. 1784 - 15. 12. 1812. Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12. 01. 1816. г. с Фридрихом - Вильгельмом, наследным принцем вюртембергским (16. 09. 1781 - 13. 06. 1864), . Ставшим 18. 10. 1816. г. вюртембергским королем Фридрихом - Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11. 07. 1792 - 15. 01. 1795), великая княжна.
Анна Павловна (07. 01. 1795 - 17. 02. 1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09. 02. 1816 г. в браке с Вильгельмом, принцем нассау - оранским (06. 12. 1792 - 17. 03. 1849), с 1840 г. великим герцогом люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II.

Николай Павлович (25. 06. 1796 - 18. 02. 1855), великий князь, в 1823 г. назначен Александром I наследником престола. 19. 11. 1825 г. вступил на российский престол, правил с 14. 12. 1825 г., коронован 22. 08. 1826 г. в Москве и 12. 05. 1829 г. в Варшаве.

С 01. 07. 1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой - Луизой - Шарлоттой - Вильгельминой прусской (01. 07. 1798 - 20. 10. 1860.

Михаил Павлович (28. 01. 1798 - 28. 08. 1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825 г. генерал - инспектор по инженерной части, командующий гвардейским корпусом, с 1831 г. главный начальник пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844 г. главнокомандующий гвардейского и гренадёрским корпусами. Участвовал в русско - турецкой войне 1828 - 1829 гг., в подавлении польского восстания 1830 - 1831 гг. умер во время похода в Венгрию. С 08. 02. 1824 г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой - Шарлоттой - Марией вюртембергской (28. 12. 1806 - 09. 01. 1873