Вознесенская церковь в с. пияла (онежский район архангельская обл).
В России сохранились только три древних деревянных храма, высота которых превышает 40 метров - это церкви в пияле, Кондопоге и верхней Уфтюге. Самая древняя из них и самая высокая ( 45 метров - высота 15 этажного дома) это вознесенская.
Первое упоминание о пияле приводится в "Сотная с Каргопольских Книг Писма Никиты Григорьевича Яхонтова с Товарищи" (1562 года. В середине 17 века там уже существовал погост: " волость пияла с ковкулою, а в ней на погосте церковь Климента папы римского. Строение приходских людей".
Церковь Климента или сгорела или была разобрана за ветхостью в конце 17 века и построена заново. К сожалению до нашего времени это сооружение не дошло - сгорело в 1967 году.
В 1651 году началось строительство холодной вознесенской церкви. Когда то пияла была приписана к александро ошевенскому монастырю и на древних иконах можно различить главный храм монастыря в 17 веке - храм этот был очень похож на пияльский - тот же кресчатый план с четырьмя симметричными прирубами, вытянутый четверик переходит в восьмерик с крутыми повалами, а завершается здание взлетающим вверх остроконечным шатром. Все четыре прируба украшены каскадами бочек. Вероятно монахи или их плотники возвели в своей вотчине храм повторяющий монастырский. Стройность пияльской церкви просто изумительная - вся её конструкция подчинена единому замыслу - показать путь человеку ввысь, в небо "к Горнему". На обшивке повала с алтарной стороны сохранилась надпись говорящая о том, что храм сей поставлен при государе Алексее Михайловиче "Тишайшем" (отце Петра первого.
В 1890 году были проведены большие ремонтные работы сильно изменившие и внешний вид храма и интрерьер - было убрано висящее гульбище, рундук крыльца, пристроена большая трапезная, крышу вместо тёса покрыли железом, стены обшили досками и покрасили краской, уничтожили все элементы первоначального декоративного убранства, тябловый иконостас заменили на каркасный, потолок перекрыли расписным "Небом".
В 19 веке пияла была центром крупной волости куда входили десятки деревень. В 1896 году там проживали 791 мужик и 889 женщины. Храмовый комплекс являл из себя типичный поонежский тройник - храм шатровый, храм кубоватый и отдельно стоящая колокольня. На севере было принято строить в сёлах не одну. А две церкви: одну поменьше - зимнюю, огромную и нарядную - летнюю. Такой комплекс "Тройник назывался". До нашего времени дошло (подчас с восстановленной по старым фото колокольней, как в варзуге) 5 комплексов "Тройников".
Сейчас вознесенская церковь не является ( как впрочем и все остальные сельские по реке Онеге) действующей - несколько раз в год приезжает на службу батюшка. Но за порядком следят. Пытаются помочь сохранить это памятник мирового значения и волонтёры, но крен шатра хорошо заметен, а колокольня 1700 года в ближайшие годы рухнет в реку. В интерьере сохранился полностью разграбленный иконостас и почти полное "Небо". Не хватает всего одной грани, которую по рассказам местных выпилил себе заезжий москвич. (Фотографии и текст Николай Телегин).
Подробнее читайте информацию об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma