Вот такая история.
Основателями сандуновских бань стала влюбленная парочка актеров из театра Екатерины II. Сила сандунов и Елизавета уранова познакомились на сцене и между ними вспыхнула искра. Но для их любви возникла серьёзная преграда. Граф безбородко, побывав на спектакле и увидев Лизу, увлёкся ей. Вначале он пытался понравиться красавице, дарил ей подарки и вкладывал в букеты деньги. Однако, актрису это не впечатляло, она решила связать свою жизнь с силой.
Узнав об этом, граф принял кардинальное решение: отправил молодого соперника в Херсон, а Елизавету решил тайно привезти в свои покои.
Но Лиза решила противостоять барской воле. Как-то в опере прямо со сцены актриса спела песню о девичьей доле, рассказала о барине, который при помощи подарков и денег пытается соблазнить молодую красавицу. В завершении своего выступления она жалобу императрице протянула. Екатерина прониклась сочувствием к актрисе и приказала силу Николаевича вернуть на сцену, а молодых повенчать.
В феврале 1781 года сбылась мечта молодых - Лиза стала сандуновой.
Однако графа это не остановило, он решил продолжать добиваться взаимности от девушки. Он задаривал ее дорогими подарками, в том числе и бриллиантовыми украшениями. Чтобы быть подальше от навязчивого ухажера, молодая парочка решила сменить место жительства и перебралась в Москву. Однако условия, в которые они попали, были далеки от идеальных.
Когда супруги купили дом, оказалось, что в доме нет бани. Сила Николаевич захотел угодить молодой супруге и соорудить прекрасную баню. И тут у него в голове возник вопрос, а что если построить общественную баню. Ведь на этом можно было неплохо заработать. Собрав подарки от незадачливого поклонника, супруг возвел баню, которая в честь его получила название сандуны.
Вот так в 1808 году появились первые сандуновские бани. В то время на строение смотрели как на чудо. Владелец постарался предусмотреть все. Во-первых, здание было каменное, что предохраняло его от пожара (а в то время в Москве пожары были частой проблемой. А внутри было три отделения - "Дворянское", "простонародное" и "купеческое". Каждое из них делилось на женскую и мужскую территорию, везде присутствовали не только "Мыльные" комнаты, но и парилки.
В конце XIX века сандуновские бани перешли в руки новых хозяев - гонецких. В этот период заведение второй подъем переживает. Алексей, новый владелец, превращает их в шикарные трехэтажные дворцы, настоящие залы развлечений. Интерьер в банях был собран со всего света. Многие приходили не только помыться, но и посмотреть на эту красоту. Частыми клиентами заведения стали такие знаменитости как Бунин, чехов, Шаляпин, толстой, Рахманинов, эйзенштейн и даже великие князья Романовы.
В период революции многие клиенты сандуновских бань были вынуждены иммигрировать. Заведение постепенно свою популярность утратило. В бане уже не столько парились, сколько использовали их в качестве интерьера при съемках какого-либо фильма. Например "Броненосец Потемкин" был снят именно в бассейне сандунов. В этих банях Юрий кара снимал сцену великого бала у сатаны для своих "Мастера и Маргариты".
В советское время сандуны продолжали носить звание лучших бань в Москве. Однако неаккуратная эксплуатация постепенно привела к существенным разрушениям их внутренних систем и фасадов. Первая значительная реконструкция была проведена в 1944 году. Она затронула внутреннее оформление, технические системы. Также были введены дополнительные удобства, соответствующие тому времени.
В качестве сервиса продолжали существовать "Семейные Номера", куда допускались разнополые посетители. Банный комплекс из нескольких зданий на неглинной состоит.
Доходный дом Фирсановой по красной линии улицы неглинной с мавританским двориком (строения 1 и 2) ныне занимает подразделение банка "ВТБ". Остальные строения "Банного Квартала" по прежнему назначению используются.
В 1991 году сандуновские бани были поставлены на государственный учёт как памятник архитектуры города Москвы. Вета пересвет.