Уса? Дьба "му?
Ромцево" - редкая для средней полосы России по своему архитектурному решению дворянская усадьба, выстроенная по заказу полковника лейб-гвардии Владимира храповицкого в конце XIX века архитектором Петром бойцовым. Расположена в посёлке муромцево судогодского района владимирской области, примерно в 3-х км от города Судогды, 40 км от Владимира и 200 км от Москвы.
Дворцово-парковый ансамбль, занимающий территорию свыше 40 га, сочетал в себе принципы регулярной и пейзажной планировки в архитектурно-ландшафтном устроительстве, а также имевший широкий набор построек, выполненных в едином стиле и предназначенных не только для жилья и отдыха, но и для большой садово-парковой, ремесленно - промышленной и лесохозяйственной деятельности. Всего комплекс насчитывает 72 постройки.
В настоящее время в состав усадьбы входят 20 памятников культурного наследия. Указом президента российской федерации номер 176 от 20. 02. 1995. Усадьба храповицкого "Муромцево" охраняется государством как памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения.
Сельцо муромцево в судогодском уезде владимирской губернии с Xvii века принадлежало роду хоненевых, который позднее соединился с родом храповицких после венчания Екатерины Александровны хоненевой и Ивана Семёновича храповицкого (1786-1864), тайного советника, гражданского губернатора с. - Петербурга (1829-1835.
От него село перешло к его сыну, храповицкому Семёну Ивановичу, полковнику лейб-гвардии гусарского его величества полка. После его смерти и раздела наследства, в 1884 году владельцем земель Муромцева с усадьбой становится его сын, Владимир Семенович храповицкий (1858-1922), ротмистр лейб-гвардии гусарского полка.
Вступив в наследство, храповицкий нашёл усадьбу не в лучшем состоянии: много неудобий, старый барский дом, запущенный парк, пришедшее в упадок хозяйство. Приняв во внимание, что имение само по себе обладает огромным потенциалом за счёт богатых запасов леса, храповицкий решается на коренное переустройство Муромцева, начиная с парковой растительности и заканчивая крестьянскими избами. Почва, как он считал, вполне годилась для земледелия, однако главным богатством края были леса, покрывающие большую часть территории имения. Именно преобладание лесов и определило характер хозяйства.
Въезд в усадьбу храповицкого "Муромцево". Архитектор П. с. бойцов. В дни приезда хозяина в имение над домом поднимался флаг храповицких.
Фотография, ок. 1910.
Храповицкий решает перестроить усадьбу по своему вкусу и по последней моде. Проектирование усадьбы он заказывает популярному среди нуворишей архитектору Петру Самойловичу Бойцову 5, талантливому стилизатору зодчества ушедших эпох, много работавшему в стиле поздней французской готики, ренессанса и английской готики. Петр бойцов был эклектиком по убеждению и творческому методу, обладал большой культурой архитектурного рисования и архитектурной детали.
Под строительство замковой усадьбы заказчик выделял чуть более 20 тыс. Десятин земли и в средствах архитектора не ограничивал.
В июне 1884 года было начато строительство главного дома - дворца в духе средневековых европейских замков. Первый этап строительства проходил в период с 1884 по 1889 год годы. П. с. бойцов строит в муромцево в едином стиле главный дом с каскадом прудов перед ним и прилегающими к нему постройками и сооружениями. Первоначально главный дом был двухэтажным.
1884 год следует считать годом рождения паркового ансамбля, когда одновременно с закладкой главного дома садовник шереметевского "Кусково" Карл Энке разбивает на возвышении возле дворца регулярный "французский сад" в виде восьмилучевой звезды, взятой в квадрат аллей.
О масштабах предпринимательской деятельности храповицкого говорит то, что в 1889-1895 годах по проекту П. с. бойцова близ имения храповицкого были построены: деревянное здание железнодорожной станции храповицкая 1 и 2 (отдельно была уложена железнодорожная ветка длиной 41 км от "Муромцево" до станции волосатая муромской железной дороги 8, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школа, магазин и баня 7.
Одновременно со строительными начались работы по созданию садового ландшафта, для проведения которых были приглашены крупнейшие специалисты того времени - известные садовые мастера Карл Энке, Эдуард Регель, Георг куфальдт, лесоводы Карл тюрмер и зять храповицкого Павел герле 9.
С разрешения владимирской епархии в течение 4-х лет недалеко от главного дома была выстроена усадебная церковь с одним престолом во имя мученицы царицы Александры, освящённая в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю) 10 . при строительстве в имении церкви, спроектированной в неорусском стиле, долго копившееся недовольство другом наконец привело к разрыву между заказчиком и архитектором 6.
В 1906 году к главному зданию усадьбы было пристроено нисколько не портящее первоначальный замысел правое крыло с высокой башней по проекту неизвестного архитектора.
Архитектурные и стилевые особенности.
Общий вид замка усадьбы храповицкого "Муромцево". Двухэтажная часть замка во французском стиле спроектирована архитектором П. с. бойцовым в 1880-х годах, четырёхэтажная "в Английском Вкусе" - неизвестным автором позднее. Фотография, 1970-е.
Усадьба представляет собой один из многочисленных эклектических "Замков" предреволюционной России, построенных на романтическом прочтении европейского средневековья. Среди многочисленных аналогов - замок Попова, шереметевский замок, дворец понизовкиных в красном профинтерне, дворец принцессы ольденбургской, майендорф. Главный господский дом (дворец) был расположен в центре усадьбы и представлял собой асимметричную относительно центральной оси осмотра архитектурную композицию, состоящую из двух отличных друг от друга формообразующих и разновременных построек (1884-1889, 1906.
Западная часть здания представляет собой двухэтажную постройку с одной трёхъярусной и другой, примыкавшей к зданию с юго-запада, круглыми башнями. Круглая башня венчает также фасад южного четырёхэтажного крыла замка, пристроенного в 1906 году. Дворец являл собой здание, планировка помещений которого была решена с помощью анфилад различной этажности. Во дворце находилось более 80 различных помещений, гостиных и жилых комнат. Проект был реализован с учётом всех нововведений: электрическое освещение построек и парка от автономного локомобиля, центральное отопление, водопровод от парового насоса и двух водонапорных башень, канализация, телефон в комнатах, собственная телеграфная станция.
Муромцевский дворец выполнял роль связующего элемента для всех остальных построек усадьбы, построенных в 1884-1889 годах. Перед главным домом был устроен каскад прудов, конный двор, охотничий домик, не сохранившийся ныне дом управляющего, скотный двор, каретник, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду, водонапорная башня. На территории усадьбы размещались: церковь в псевдорусском стиле, получившем распространение в архитектуре церквей с начала 1870-х годов; многочисленные служебные постройки; театр, представляющий собой миниатюрную копию мариинского театра; музыкальная школа для одаренных детей - сирот.
Все усадебные постройки размещались на территории огромного парка с дендрарием и питомником площадью свыше 40 га - здесь росли сотни редких и экзотических пород деревьев: пихта бальзамическая, кипарис, сосна банкса, орех серый и многие другие. Сам парк состоял из трех частей: итальянской (водные каскады на террасах и водные партеры), французской (фонтаны, оранжереи и площадки для игр) и английской (аллеи, поляны и пруды - была пристроена в 1910) 7 . въезд на территорию парка со стороны Муромцева и со стороны дороги от железнодорожной станции были объединены одной аллеей, ведущей к дворцу. Здесь располагались площадки для спортивных игр; плавно изогнутые аллеи, украшенные скульптурами мастерской Козлова; просторные поляны с живописными группами деревьев и даже искусственные ручьи. Вдоль дорожек стояли электрические светильники, сделанные на заводах мальцова, и модная венская садовая мебель из гнутой древесины, скамейки и кресла от тонет, что значительно преобразило вид парка. Пруды, освещённые разноцветными электрическими лампами, фонтаны и каскады в окружении экзотической растительности усиливали впечатление роскоши и великолепия усадьбы.
В ансамбль усадьбы входил большой фруктовый сад, в котором насчитывалось несколько сотен плодово-ягодных деревьев и кустарников, две теплицы, две оранжереи, ряд парников. При въезде в усадьбу и перед дворцом были разбиты цветники причудливой формы и клумбы, которыми славилась усадьба.
В конюшнях храповицкого находились лучшие скакуны (до 30 голов) известных коннозаводчиков Петрова - Соколова, Головнина, шереметева, численность стада крупного рогатого скота перевалило за сотню. Огромный двор предназначался для разведения птицы, любитeльницeй которой была сама хозяйка. За разведение гусей китайской породы храповицким была присуждена серебряная медаль министерства земледелия. Каретный двор был рассчитан на большое число гостей, а также для конных экипажей, дрожек, колясок и саней самого храповицкого, которые он заказывал только у петтерсона.
Внутренние помещения роскошной отделкой отличались. Полы из наборного паркета, живописные и резные по дереву потолки, стены и двери, полированные деревом. Роспись потолка в аванзале, декоративная живопись в гостиной и столовой были выполнены московским художником августом томашки. Во дворце храповицкого было более 80 комнат, и каждая из них, как и в Петергофе, была отделана по особому. Были комнаты: зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая и т. д. комнаты замка освещались электрическими лампами в золочёных светильниках византийского стиля от Берто, в доме были устроены мраморные камины, туалетные комнаты с ваннами и бассейном из мастерской братьев ботта. Настоящим украшением интерьера служила большая коллекция картин, ковров, гобеленов, старинного оружия и рыцарских доспехов.
Все предметы декора заказывались исключительно у столичных мастеров и поставщиков высочайшего двора. Мрамор для лестниц храповицкий заказывал у губонина, мебель - у шмита, придворного фабриканта, обойщика и декоратора, тестя архитектора П. с. бойцова. Помимо мебели дом украшали изящные безделушки, делающие обстановку более уютной и домашней: скульптуры ботта, оружие, севрские вазы, фарфор, зеркала, бронза - от царского поставщика Ивана эберта, столовое серебро - от карла фаберже.
Внутреннее убранство усадебной церкви было столь же роскошно, как и во дворце: серебро - от фаберже, канделябры, крест и утварь - от дома Соколова. Мастерская Медведева изготовила иконостас с иконами работы школы Васнецова, настенную роспись выполнил всё тот же художник август томашки.
В 1918 году имение было национализировано. В этом же году вышло "Положение о Заведовании и Управлении Имениями, Имеющими Общегосударственное Значение и Принятыми на Учет Губернскими Комиссариатами Земледелия".
В 1920 году из муромцевской усадьбы был вывезен целый вагон ценностей, около 300 пудов, в губернский исторический музей. Часть живописных полотен и графических рисунков их коллекции храповицкого в течение 1918, 1921, 1924 и вплоть до 1927 года поступало в фонды владимиро - суздальского музея - заповедника, часть обстановки дворца и театра оказалась во Владимире, Гусь-хрустальном, в различных учреждениях Судогды.
После отъезда храповицких в эмиграцию во Францию (по косвенным данным - в 1921 году), усадьба подверглась расхищению и осквернению. В 1921 году в здании дворца был основан лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Последующее расширение посёлка муромцево привело к сокращению площади парка в 5 раз, с 40 до почти 8 га.
В течение 56 лет, пока лесхозтехникум располагался во дворце, имение продолжало расхищаться и перестраиваться.
В 1970-х годы готовилась реконструкция замка. Были подготовлены чертежи и инженерные документы. Но проект не был осуществлён.
Конец 1980-х годов можно считать переломным в жизни усадьбы - переезд техникума в 1977 году в новое здание фактически предрешил судьбу главного усадебного дома и прилегающих построек, они оказались фактически бесхозными и брошенными на разграбление, стали ветшать и постепенно разрушаться. Два последующих пожара в замке завершили своё опустошительное дело - от внутреннего убранства ничего не осталось.
В 1992 году церковь была передана в безвозмездное пользование владимирской епархии русской православной церкви, используется по назначению.
Несмотря на то, что о усадьбе регулярно писали в СМИ, постройки усадьбы пребывали в полузаброшенном состоянии и медленно разрушались. Перспективы комплекса по части восстановления очень неопределённы. Усадьба "Муромцево" остается одним из наиболее проблемных объектов, сохранение которого требует срочных мер.
22 февраля 2012 года инициативная группа граждан обратилась к кандидату в президенты российской федерации с просьбой изменить статус усадьбы муромцево и других знаменитых усадеб России, с целью их восстановления.
22 октября 2013 года года в министерстве культуры РФ владимиро - суздальский музей - заповедник устраивал презентацию проекта реставрации и музеефикации усадьбы храповицкого в муромцеве. В 35-минутном докладе генеральный директор ВСМЗ с. Е. Мельникова обосновала необходимость срочного вмешательства в судьбу погибающего памятника, возможность использования уникального культурного объекта в рамках культурно - познавательного туризма.
14 ноября 2013 года министерство культуры выразило согласие о возможности закрепления за владимиро - суздальским музеем - заповедником на праве оперативного управления ряда объектов усадьбы храповицкого в посёлке муромцево судогодского района владимирской области, находящихся в федеральной собственности. Общая площадь передаваемого музею земельного участка может составить около 23 га.
23 ноября 2013 года гражданские активисты, обеспокоенные разграблением и засорением руин усадьбы, провели масштабный субботник, однако новый мусор вокруг зданий конюшни и скотного двора стал опять появляться, и даже в ещё больших количествах. Отмечалось, что продолжается беспрепятственный проезд автомобилей через парковую зону усадебного комплекса, что облегчает "Работу" мародерам и доступ вандалам.
В мае 2014 года усадьба была переданы в оперативное управление государственного владимиро - суздальского музея - заповедника. К тому времени были найдены чертежи 70-х годов. Создание судогодского филиала начато ГВСМЗ. Усадьбу должны обследовать инженеры и археологи, после этого началось составление проекта реконструкции.
8 сентября 2014 года перед замком состоялся бесплатный концерт оркестра "Виртуозы Москвы" под управлением Владимира Спивакова. По состоянию на 2015 год главное здание обнесено забором, установлены система видеонаблюдения.
В декабре 2014 года владимиро - суздальским музеем был издан первый выпуск научно-популярного альманаха "муромцево. Между минувшим и грядущим" и проведены первые научные муромцевские чтении.
На состоявшемся с 11 по 15 июня 2015 года в центральном выставочном зале "Манеж" 17-м международном фестивале музеев "интермузей-2015" владимиро - суздальский музей - заповедник выступил с проектом "узнать, чтобы возродить", посвящённым усадьбе храповицкого в муромцеве, в рамках которого был представлен незадолго до того изготовленный, необыкновенно эффектный макет восстановленного имения.
10 июля 2015 года состоялось официальное открытие первой музейной выставки "Усадьба Муромцево: Между Минувшим и Грядущим", которая расположилась в отреставрированном здании лодочного павильона на берегу барских прудов. В домике разместили несколько стендов, рассказывающих о жизни хозяев имения и о том, что было здесь построено. А главным экспонатом выставки стал макет усадьбы, какой её создал Владимир храповицкий (автор макета - владимирский архитектор а. с. солодов) Wikipedia. org.
Больше информационного материала о мебели для ванной комнаты http://interior.ru-best.com/mebel/mebel-dlya-vannoy-komnaty