Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius.

16.02.2020 в 11:54

Шедевры ювелирного искусства кубки наутилусы.

Наути лусы, или кораблики (лат. Nautilus) - род головоногих моллюсков. Это единственный современный род подкласса наутилоидей (в других системах выделяют также род Allonautilus) и единственные среди современных головоногих, имеющие наружную камерную раковину. Спиральная раковина диаметром 15-23 см разделена на 35-39 камер, последовательно соединённых длинным сифоном. Моллюск живёт в передней, самой большой камере
Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius.. Раковина как поплавок и балласт используется. Нагнетая в камеры раковины биогаз, или откачивая его из них, наутилус способен всплывать к поверхности воды или погружаться в её толщу.
Наутилус в индуистских мифах называли символом внутренней красоты в природе, символом творения. Раковина наутилуса символизирует золотое сечение.
Пропорция золотого сечения известна как число фи - 1, 61803. Число до бесконечности после запятой - "Ключ к Физике Космоса" (Платон).
Ювелиры средневековья использовали раковину Nautilus Pompilius при изготовлении кубков.


Кубок не просто посуда для воды или вина - это глубоко символичный сосуд. Основание символизирует землю, ножка поддерживает чашу, символизирующую дом. Край чаши - венец, а завершает кубок крышка, как крыша дома. Форма кубка, строгая и торжественная, подчеркивает его особую роль на пиршественном столе. Этот важный предмет изготавливался из золота, серебра, хрусталя, керамики, а с Xvii века и из стекла.
Кубок на Русь во времена Ивана грозного пришел. Продажа кубков простолюдинам была запрещена. Пить из них могли себе позволить лишь богатые и знатные люди. Кубки подчеркивали богатство и статус, их хранили как драгоценный предмет интерьера.
Перламутр завораживает и притягивает. С давних времён перламутр наделяли целительной силой от всех болезней, способностью усиливать возможности человека в брачных отношениях, защитой от сглаза и порчи, благодатным воздействием на общее состояние человека. В древнем Египте перламутр применялся для изготовления ожерелий, браслетов, всевозможных сосудов, благодаря своей красоте и лёгкости в обработке. В древнем Риме перламутр являлся символом власти и мудрости, перламутр приносит счастье и раскрывает женскую красоту.
Наследник казны российских самодержцев - музей оружейная палата - сохраняет замечательное собрание произведений XVI - Xvii веков, искусно выполненных из натуралий и редких материалов: перламутра, хрусталя, кости, янтаря, скорлупы кокосового ореха и страусовых яиц. Эти диковинки привозились как дипломатические дары от иноземных государей, подносились ближайшими придворными и купцами, заинтересованными в торговле с Россией, а также специально закупались в царскую сокровищницу.
Голландские, а затем и немецкие художники, вслед за китайскими мастерами, по достоинству оценили декоративные возможности крупных, объёмных раковин моллюска - кораблика Nautilus Pompilius, плавающего в теплых океанских водах. Успехи европейцев в декорировке целых раковин объяснялись значительным опытом работы с перламутром, из которого резали и гравировали плакетки - вставки для оружия и мебели. Оправленные в золото и серебро, украшенные самоцветами экзотические моллюски с красивым спиралевидно закрученным завитком и затейливой конструкцией превращались в шедевры драгоценной репрезентативной посуды: роскошные кубки - наутилусы. Считалось, что раковины, как и другие продукты моря, наделены таинственными очищающими свойствами. В кубках - наутиласах яд теряет свою силу, при этом стенки сосуда изменяют окраску и тускнеют.
Но прежде чем создать волшебный по красоте кубок, моллюск надо было освободить от наслоений и грязи. Европейские мастера помещали раковину в кислоту на 10 дней и затем удаляли верхний ороговевший слой. Чтобы придать раковине мягкий блеск, её необходимо было отполировать и промыть щелочной водой. Подсвеченные, тонкие корпуса раковин завораживающе мерцали переливами перламутра розового, голубого, палевого оттенков в редкостно богатой колористической гамме. Отдавая дань природному совершенству небольшой раковины, мастер мог сохранить внешнюю выступающую часть завитка, оставить её максимально нетронутой и открытой. Нередко раковины украшали рельефной или ажурной резьбой, используя воск и кислоту. После обработки и без того хрупкие стенки становились не толще бумажного листа, поэтому образцы с ажурной резьбой в музейных собраниях немногочисленны. Верхняя часть устья раковин, внутренние перегородки камер декорировались резным и гравированным флоральным или кнорпель - орнаментом. Гравировка нередко чёрным пигментом выделялась. Мотивы для оформления оправ наутилусов ювелиры нередко черпали в сюжетах античной мифологии, связанных с морем.

Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius. 01
Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius. 02
Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius. 03
Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius. 04
Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius. 05
Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius. 06
Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius. 07
Творение природы с золотым сечением Nautilus Pompilius. 08