Турецкая мечеть в стиле барокко.
Мечеть сома эмир Хызыр бей находится в ильче сома в провинции маниса. Она построена в 1791-1792 гг.
Внешне мечеть выглядит довольно просто. Здание с покатой крышей в плане собой прямоугольник представляет. Восточная, западная и северная его стороны окружены портиком. С северной стороны мечети находится отдельно стоящий минарет. Примечательным этот храм делают росписи по штукатурке, которыми богато украшены ее интерьеры.
Благодаря рисункам и декору в стиле барокко ее можно считать единственной в своем роде. Она являет пример своеобразного толкования турецкой деревянной архитектуры и декора XIX века. Во многих аятах и хадисах, в первую очередь в суре "Аль - Бакара" много говорится о благах этого мира, дарованных аллахом людям, их использовании, приобретении имущества, проживании в красивой местности и благотворительности. Все в этом месте поклонения, от архитектуры до изображений и декора, самым лучшим образом рассказывает об этом прихожанам.
Исследователь рючхан арык пишет: "… значение этого образца заключается в том, что мы впервые сталкиваемся с таким количеством изображений в мечети. Действительно, она напоминает картинную галерею, музей, . где преобладают бежево - розовые оттенки … мечеть сома Хызыр бей демонстрирует нам, каким было понимание живописи в эпоху вестернизации в османской империи, а также как это отразилось на религиозной архитектуре …".
Своеобразие мечети объясняется, в какой-то мере и тем, что в ее строительстве и отделке участвовали те же мастера, которые возводили особняки и жилые дома.
Рисунки, в первую очередь, представляют собой изображения религиозного характера и орнамент. Например, на фронтоне окна к Востоку от дверного проема изображена Медина, а на фронтоне западного окна - Мекка. Обе пейзажные картины волнистой аркой с орнаментом обрамлены. Художник старался соблюдать реалистичность - он изобразил линию горизонта, поместил каабу в центр картины, местность представил лишенной растительности в соответствии с географическими условиями священных мест и нарисовал жилые кварталы рядом с мечетями.
Богатой росписью украшен михраб. Его обрамляет барочный орнамент с фруктовыми натюрмортами по углам. На фронтон михраба нанесены "Слова Единобожия": "нет божества, кроме аллаха" на арабском языке. А саму нишу михраба украшает аят: "Благословен Аллах, Наилучший из Творцов" (сура муминун, аят 14. Также в нише нарисована мечеть.
Вместе с этим, среди изображений встречаются и необычные для мечетей. Например, на нижней части балкона, предназначенного для женщин, представлен морской пейзаж - корабли, плывущие по морю, крепость и город. Считается, что художник, изобразивший все это, был вдохновлен соседними чешме, кушадасы, бодрумом и фочей. Поскольку изображения портов и кораблей в мечетях встречаются нечасто, эту композицию следует считать весьма примечательной. На нижней части другого балкона кроме кораблей и барочных узоров изображены дворцы, особняки, мосты, башни, фонтаны, беседки и цветочные композиции с вазами. При этом в мечети нигде, даже на пейзажах нет изображений живых существ.
Примечателен и минбар мечети, оформленный в технике эдирнекари - особым видом росписи с преобладанием узоров в виде цветов, листьев, фруктов и овощей.
Мечеть является действующей и сохраняется в том же виде. Хотя в ней проводился ремонт, было сделано все, чтобы сохранить подлинные интерьеры храма.