Робер кампен (Robert Campin; ок.
1378 - 1444) -. Нидерландский живописец, родоначальник традиции ранней нидерландской живописи.
Алтарь мероде (известен также как триптих благовещения), ок. 1427-1432, Метрополитен - музей, Нью-йорк.
Алтарь меро де - средневековый триптих из собрания музея клойстерс в Нью-йорке, филиала метрополитен - музея. Неподписанная работа без датировки считается созданной в мастерской ранненидерландского живописца Робера кампена.
Левая створка изображает коленопреклонённых донаторов в саду, центральная панель - момент благовещения девы Марии в современной живописцу домашней обстановке, правая створка - святого Иосифа с плотницкими инструментами. Наибольший интерес для искусствоведов представляет центральная панель, написанная между 1425 и 1428 годами в мастерской кампена, возможно, им самим. Триптих считается важной работой для ранненидерландской живописи, вехой между двумя периодами, обобщающей средневековую традицию и закладывающей основу для развития более современной живописи.
Триптих является одним из первых образцов изображения благовещения деве Марии в североевропейском интерьере, возможно, в обеденном зале. Основным нововведением кампена является образ читающей мадонны с распущенными волосами в бытовой обстановке, неоднократно использовавшийся впоследствии (например, в "Читающей Мадонне" рогира ван дер вейдена. Сцена, с доминирующим серым цветом штукатурки, производит эффект контраста между тёплыми красными одеяниями богородицы и бледно-голубыми оттенками облачения архангела Гавриила.
На картине запечатлён момент, когда отдыхающая Мария в красном платье (вместо распространённого синего), поглощённая чтением часослова, еще не замечает присутствия архангела Гавриила. Святой дух в виде голубя на картине отсутствует, что необычно для средневековых изображений благовещения. Возможно, он представлен в дыме потухшей свечи на столе, так как святой дух спустился к апостолам в "Дуновении Ветра". Младенец Иисус с крестом в руках летит к Марии в солнечных лучах из окна слева, предвещая непорочное зачатие.
Белая лилия в тосканском глиняном кувшине на столе вместе с белым охровым полотенцем символизируют девственность и чистоту девы Марии. Загадочные буквы из латинского и древнееврейского языков на кувшине некоторыми искусствоведами интерпретируются как подпись художника. На зелёном бархатном мешке лежит раскрытая рукопись с потрёпанными страницами, что указывает на её частое чтение. Она символизирует идею о ранней уединённой жизни девы Марии со священным писанием в качестве единственного спутника.
Алтарная картина была заказана либо дельцом Яном энгельбрехтом, либо кёльнским купцом питером энгельбрехтом, идентифицируемыми по фамильным гербам на витраже центральной панели. Донатор с женой изображены на левой створке триптиха коленопреклонёнными и наблюдающими за божественным событием в открытую дверь, отсутствующую на центральной панели. Возможно, подразумевается, что сцена происходит в доме самого донатора: вернувшийся хозяин узрел благовещение в глубине своего дома и обращается к деве с молитвой о создании собственной семьи. Дверь, ведущая в комнату и занимающая существенную часть створки, широко распахнута, что нескромно даже по Меркам середины XV столетия; она имеет символический характер и означает, что донаторам открыт вход в райские врата. За донаторами у стены виден человек в нарядном костюме, предположительно, их слуга, являющийся более поздним дополнением другого художника. Рядом с ним показан выход со двора, ведущий на мелко детализированную улицу.
На правой створке изображён святой Иосиф с плотницкими инструментами, работающий над мышеловкой. Мария с Иосифом, не состоявшие в браке на момент благовещения, судя по всему живут вместе в одном доме. Значение святого на триптихе может быть трактовано как необходимость защиты центральной панели от дьявола. Мышеловка в данной трактовке предназначена для дьявола, приманкой которому служит плоть христова. За окном комнаты Иосифа видна ещё одна мышеловка на фоне городского пейзажа со шпилями двух льежских церквей: сен - Пьер и сен - круа.
Относительно небольшие доски, почти полностью написанные маслом, хорошо сохранились, благодаря использованию передовой на тот момент техники. Безмятежная атмосфера сцены достигается за счёт доминирования бледных, матовых, красных и синих оттенков. Повышенное внимание к деталям для миниатюр того времени характерно. Перспектива изображения проработана недостаточно - угол зрения на сцену несколько завышен, дева с архангелом Гавриилом кажутся парящими в воздухе рядом с неправдоподобно изображённым столом, а супруга донатора с большим трудом вписывается в предназначенное ей пространство.
Иконография триптиха содержит сложный религиозный символизм, хотя его точный смысл остаётся предметом дискуссий.
Символика элементов центральной панели касается непосредственно благовещения и таинства евхаристии. Сидящая на полу Мария символизирует смирение, книга со свитком на столе - ветхий и новый завет, львы на подлокотниках скамьи - трон мудрости Соломона (деталь, встречающаяся на многих других картинах, как религиозного, так и светского содержания, например, на "Портрете Четы Арнольфини"), предметы гигиены на заднем плане - омовение рук священника во время мессы, а умывальница - как чистоту девы, так и очищение во время христианского обряда крещения. Шестнадцать углов стола, символизирующего алтарь, могут указывать на число библейских пророков.
Ранняя история триптиха остаётся неизвестной. С 1820 по 1849 год он принадлежал аристократическим бельгийским семьям аренберг и мероде; по имени последних за ним и закрепилось современное название. Затем триптих в течение многих лет оставался в частной коллекции, недоступным ни публике, ни специалистам. В 1956 году он был приобретён на средства Джона Рокфеллера - младшего, что стало значительным событием в истории американского накопления предметов искусства, и с тех пор хранится в музее клойстерс.