Пять главных зданий Замоскворечья.
1. третьяковская галерея.
Третьяковская галерея не просто главная достопримечательность района - это важнейший символ Москвы, один из самых известных музеев России, с которым может соперничать разве что эрмитаж.
Галерея в бывшей усадьбе знаменитого коллекционера павла Михайловича третьякова расположена. Когда ему было 28 лет, он написал завещание, согласно которому после смерти его дом и вся коллекция должны перейти городу для устройства общедоступного музея изобразительных искусств. Художники, вдохновленные благородной целью Третьякова, стремились продавать свои картины ему. В результате Павел Михайлович крупнейшим коллекционером своего времени стал.
Открытие галереи состоялось в 1893 году, еще при жизни Третьякова. Для ее организации он часть своей усадьбы отдал. Создание музея было делом всей жизни Павла Михайловича - последними словами, которые он произнес на смертном одре, стало напутствие потомкам: "Берегите Галерею и Будьте Здоровы". После революции галерея стала государственной и коллекция начала стремительно пополняться произведениями искусства из частных собраний бывших дворян и купцов, а также иконами из закрытых и разрушенных храмов.
Сегодня в Третьяковке насчитывается более ста тысяч произведений. Конечно, не все можно увидеть в лаврушинском переулке. У галереи есть несколько филиалов, а часть коллекции находится в запасниках. Третьяковская галерея продолжает расширяться: в 2018 году будет введен в эксплуатацию новый сверхсовременный музейный комплекс на Кадашёвской набережной.
Адрес: лаврушинский переулок, дом 10.
2. марфо - мариинская обитель сестер милосердия.
Великолепный ансамбль марфо - мариинской обители сложился в начале XX века. Основательницей и настоятельницей общины сестер милосердия была великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. На территории обители, которая открыла свои двери в 1909 году, построили здания больницы, амбулатории, аптеки и приюта, а также жилой дом для сестер и священника. Главным украшением комплекса на большой Ордынке является покровский храм - шедевр неорусского стиля, одно из лучших творений архитектора Алексея Щусева. Росписи в церкви выполнил еще один великий мастер - Михаил Нестеров.
После революции 1917 года Елизавета Федоровна была казнена, а обитель закрыта. В покровском храме расположились реставрационные мастерские. Возрождение общины сестер милосердия произошло в 2009 году, когда обитель праздновала столетний юбилей. В наши дни были восстановлены институты, которые создавала великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и в начале XX века, сегодня сестры трудятся и совершают дела милосердия. Уникальный ансамбль марфо - мариинской обители сохранился до наших дней почти в первозданном виде.
Адрес: улица большая Ордынка, дом 34.
3. палаты Аверкия Кириллова и храм Николы на берсеневке.
Старомосковский уголок на берсеневской набережной - одно из немногих мест столицы, где можно увидеть сразу так много исторических памятников. Например, один из главных шедевров русского узорочья в гражданском зодчестве - палаты Аверкия Кириллова. Этот дом называли не просто украшенным, а изукрашенным. Даже если бы из всех построек Xvii века остались только палаты Кириллова, мы бы имели полное представление об узорочье - главном архитектурном стиле времен первых Романовых. Наличники, кокошники, столбы - кубышки, гирьки, полуколонки, изразцы - здесь есть все основные элементы узорочной декорации.
Только в том случае, если кого-то интересует храмовое зодчество Xvii столетия, он опять-таки не сможет пройти мимо берсеневской набережной. Недалеко от палат Аверкия Кириллова стоит прекрасная церковь Николы на берсеневке. Не нужно быть архитектурным экспертом, чтобы понять, что жилой дом и храм построены в одно время, в одном стиле и, вероятнее всего, одним зодчим (заказчик точно один - все тот же Аверкий Кириллов. Это не просто два здания середины Xvii века - они образуют яркий и гармоничный узорочный ансамбль. Таких неповторимых комплексов в Москве очень мало.
Адрес: берсеневская набережная, дома 18 и 20.
4. театральный музей имени Бахрушина.
В Замоскворечье много достопримечательностей, заслуживающих внимания, и не каждый житель района назовет театральный музей имени Бахрушина главной из них. Но не упомянуть о нем невозможно: это редкий для Москвы музей с одним из самых больших собраний театральных экспонатов в мире. Собирать уникальную коллекцию начал Алексей Александрович Бахрушин - представитель семьи известных московских предпринимателей, которых называли профессиональными благотворителями. Они многое сделали для Москвы, их дела и сегодня помнят жители города. Музей был открыт в 1894 году, когда Алексей Александрович впервые показал свою коллекцию.
Бахрушин страстным коллекционером был. Он мог годами охотиться за какой-нибудь театральной диковинкой. В каждом крупном европейском городе у него были агенты, которые регулярно изучали ассортимент антикварных магазинов и городских рынков. Алексей александрович мог предложить немыслимую сумму за интересующий его предмет. В 1896 году архитектор Карл Гиппиус построил для музея новое здание - прекрасный псевдоготический замок. В 1913 году Бахрушин передал музей в ведение академии наук и сделал его достоянием Москвы. Чтобы сохранить и защитить свою коллекцию в непростое для страны время, Алексей Александрович не эмигрировал после революции 1917 года, а остался во главе театрального музея.
Адрес: улица Бахрушина, дом 31/12.
5. церковь иконы божией матери "Всех Скорбящих Радость".
Церковь на большой Ордынке - исключительный пример храма, созданного двумя гениальными архитекторами разных поколений. В конце Xviii века колокольню и трапезную построил Василий Баженов - величайший мастер классицизма. Несколько десятилетий спустя, в 1830-е годы, проект мощной ротонды, выходящей на красную линию улицы, разработал осип Бове - главный архитектор послепожарной ампирной Москвы. Объекты, построенные в разное время, прекрасно сочетаются друг с другом благодаря ионическим колоннам трапезной и ротонды, а также другим схожим украшениям.
Храм иконы божией матери "Всех Скорбящих Радость" называли "самым европейским" или "самым петербургским" в первопрестольной. Такие прозвища он получил не только из-за необычной для Москвы архитектуры, но и благодаря уникальным интерьерам, сохранившимся до наших дней. Росписи в трапезной сделаны в XIX столетии на сюжеты западноевропейского изобразительного искусства. Мощный купол на двенадцати могучих колоннах держится. Но самое интересное внутри … это ампирный иконостас в виде триумфальных ворот с иконами. Паломники приходят в церковь на большой Ордынке ради чудотворной иконы, известной с Xvii века. Адрес: улица большая Ордынка, дом 20.