Парковая 18, 18 а. усадьба графа Гудовича.
Он построен в 1900-е гг. по проекту данини с. а. и включает несколько исторических домоладений.
Граф василий Васильевич Гудович - шталмейстером высочайшего двора.
В марте 1900 г. Гудович купил два смежных участка под номерами 2 и 3 по Волконской улице (против чертова мостика в екатерининском парке. Разрешение на постройку на них двухэтажного с подвалом каменного дома, двух таких же по высоте каменных служебных флигелей и еще одного, частично каменного служебного дома, подписано 11 июля 1900 г.
В августе 1900 г. получено с. а. данини по проекту которого в 1901-1903 гг. и была построена усадьба. Большой дом с аркой и балконом над ней выходит главным фасадом на улицу.
Фасад в стиле модерн и внутренняя планировка с парадной лестницей принадлежит к лучшим работам зодчего.
Прототип особняка очевиден - это дача великого князя бориса Владимировича. С участия в ее строительстве начинались царскосельские труды данини и, несомненно, он оставался под впечатлением от этого образца английской архитектуры. Естественно, выбор архитектора отвечал и запросам заказчика - губернского предводителя дворянства, видной фигуры в жизни царского села. Учитывалось и то, что такой стиль импонировал августейшей семье.
Родство особняка Гудовича с великокняжеской дачей прослеживается в свободной асимметрии композиции, вариациях треугольных и трапециевидных (вальмовых) щипцов, заполненных контрастной графикой фахверка, краснокирпичных стенах первого этажа, множестве типоразмеров окон, высоких черепичных крышах и рельефной кладке дымовых труб, фасады здания равноценны, но ни один из них не повторяет другого. В то же время дом Гудовича отличается изяществом и рафинированностью форм, исторические мотивы полностью переплавлены в стилистику модерна.
В разнообразии рисунка фасадов проявилась тяга неоромантического модерна к индивидуализации элементов. Важнейшие средства выразительности - цвет и фактура материалов. Сопоставления радомского песчаника, гранита, красного и белого кирпича, дощатого фахверка и керамической черепицы рельефнее раскрывают эстетические качества каждого материала.
Светлый песчаник цоколя оттеняет фактурность гранитных рустованных углов и наличников. Оконные проемы подчеркнуты красными обрамлениями на белом фоне или, наоборот, белыми - на красном.
Многоскатная кровля и дымоходные трубы превращены в эстетически полноценные компоненты художественного целого. Компактный блок здания дополнен верандой и оригинальной террасой с арочным проездом на гранитных колоннах.
Интерьеры также были выдержаны в духе английских коттеджей. План зданяя учитывал лучшую ориентацию жилых комнат, их размеры, расположение. В интерьере значительное место отведено личным апартаментам, а, не парадным помещениям. Кабинет владельца, гостиные, спальни, ванные были очень удобны и уютны.
Особняк вместе со служебными флигелями составлял микроансамбль, в котором утилитарные строения были решены теми же архитектурными средствами: красный кирпич, фахверковые щипцы, черепичные кровли, фигурная выкладка труб.
В архиве архитектора сохранились фотографии интерьеров: дубовая лестница на второй этаж, комнаты, украшенные лепными фризами и отделанные деревянными панелями.
Снаружи особняк сохранился неплохо, правда, черепичная кровля заменена на металлическую. Два перестроенных служебных флигеля за домом находятся. Один из них надстроен, о его первоначальном виде напоминают печные трубы своеобразной формы и нескольких досок на уровне второго этажа, которые имитировали фахверк.
На участке был разбит большой сад с фруктовыми деревьями, цветами и кустарником.
Ограда с каменными фигурными столбами, характерных для модерна волнообразных очертаний, возведена мельцером.