Памятники казацкого барокко: войсковой Воскресенский собор в старочеркасске и свято - троицкий собор в Новомосковске.
Казацкое барокко - сочетание европейского стиля и инновационных композиционных приемов с оригинальными элементами народного зодчества. Здания в стиле казацкого барокко возникли в Xvii - Xviii веках, когда носители этого художественного вкуса, казаки, создавали на левом берегу Днепра и на нижнем Дону собственную культурную и эстетическую среду. Казацкое барокко отличается причудливостью и динамизмом архитектурных форм.
Особенностью казацких соборов является отсутствие четко выраженных фасадов: они одинаковы с четырех сторон, обращены на четыре стороны света.
Войсковой воскресенский собор в старочеркасске.
Старочеркасский войсковой собор воскресения христова является старейшим храмом на юге России. Первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом войска донского.
В 1652 году в черкасске была построена деревянная соборная церковь во имя воскресения христова, имеющая четыре придела: благовещенский, предтеченский, алексеевский и Николая чудотворца. В 1670 году собор сгорел. Казаки заново отстроили его, но грандиозный пожар 1687 года вновь уничтожил.
Каменный войсковой Воскресенский собор в старочеркасске был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга.
С наступлением петровской эпохи на Дону велась активная политика подчинения казачества русскому правительству. С этой целью Петр I начал масштабное церковное строительство. По его приказу в главном городе донских казаков заложили каменный Воскресенский собор. До сих пор не выяснена точная дата начала его возведения. Известно лишь, что через год после пожара, в 1688 году по челобитью донских казаков из Москвы в черкасск для строительства каменного собора были посланы деньги, церковная утварь, книги. Можно предположить, что в это время проект каменного собора уже существовал. В 1709 году, как отмечает настоятель Воскресенского собора Григорий Левицкий, Петр I, находясь в черкасске, "Собственными Руками Положил на Алтарной Стене Несколько Камней и Залил их Известкою". В планах Петра церковь являлась идеологическим проводником его политики на территории донской земли.
В 1716 году строительные работы были закончены, однако освящен храм был только 2 февраля 1719 года. Отсрочка с освящением была вызвана тем, что в 1716 году при заключительных работах под центральным куполом сорвался вниз и разбился насмерть подмастерье с. Кондратьев, а смерть в неосвященном храме обычно истолковывалась как дурной знак. Пришлось посылать в Москву за повторной благословенной грамотой, а потом освящение оттягивалось из-за отсутствия штата священнослужителей.
Воскресенский войсковой собор - это девятиглавый храм высотой 49 м, на мощном подклёте, построенный неизвестным архитектором в стиле казацкого барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня. С трёх сторон собор окружён пристроенной несколько позже двухъярусной галереей - гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачьих куреней черкасска.
Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Золоченый резной иконостас и уникальные хоры Воскресенского собора представляет выпуклые вертикальные колонки, покрытые орнаментной резьбой, созданной причудливым переплетением виноградных лоз, уходят ввысь, разграничивая 149 иконы, выполненные мастерами Xviii века (из них более сорока икон выполнена в мастерской московского иконописца егоргия Иванова грека.
Живопись собора раскрывает систему христианского мировоззрения. Она монументальна и декоративна. Трое царских дверей иконостаса были выполнены из чистого серебра, пожертвованного казаками.
Напротив средних царских врат собора (перед иконостасом) висит отлитое из меди пятиярусное паникадило весом более 550 кг. Считается, что оно было привезено в 1643 году из предтеченской церкви Азова атаманом Иосифом Петровым.
В больших полукруглых окнах окружающей собор галерее (с южной её стороны) раньше стояли нацеленные на задонскую степь пушки. В бытность черкасска столицей донского казачества, на этой же галерее, в кладовых с сохранившимися и поныне массивными железными дверями хранились регалии войска донского.
В библиотеке собора собраны как церковные книги (многие изданы ещё в Xvii веке), так и старинные светские (например, славянская грамматика 1646 года и букварь на славянском, латинском и греческом языках 1701 года.
До 1917 года собор был богат драгоценностями. По данным соборного священника Г. Левицкого, в середине XIX века здесь хранилось около 800 килограммов серебра, 8 килограммов золотых изделий, 226 алмазов, 96 бриллиантов. Часть этого богатства была вывезена за рубеж по приказу атамана а. П. богаевского, остальное разграблено различными "Реквизиционными" командами в 20-годы. Всё то, что увезли за границу эмигранты, сохранилось, а то, что изъяли советские органы - сгинуло безвозвратно.
Перед западным входом в собор (имеются ещё южные и северные двери) накрепко вмурованная в толщину собора железная цепь, которой был прикован Степан Разин. Как она попала сюда? Известный историк XIX века Николай Костомаров отметил, что после взятия кагальницкого городка "Стенька был Связан Железным Ужем". По прибытию в черкасск Степана Разина заковали освященной цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только святыня уничтожит его волшебство. В стену вделана мраморная плита с могилы его крестного отца - войскового атамана Корнилия Яковлева.
Старочеркасский войсковой собор воскресения христова - это единственная в ростовской области "Холодная" церковь. В таких храмах служба проводилась только по великим праздникам, поэтому они не отапливались. Поддержание нужных температур осуществляется в "Холодных" храмах сложной системой вентиляционных каналов в толстых стенах: летом они хранят прохладу, а зимой тепло. В настоящее время этот собор действующим храмом является. Его торжественное освящение после реставрации состоялось 16 апреля 1990 года.
Свято - троицкий собор в Новомосковске.
В 2015 году исполнилось 240 лет со дня закладки казацкой святыни, свято - троицкого собора в Новомосковске.
Единственный деревянный собор в Украине был построен без единого гвоздя в 1775-1778 годах. По преданию, запорожцы решили, что "не Годится в Храме Спасителя, Распятого на Кресте, Вбивать Железные Гвозди". Уникальность собора также заключается в расположении девяти башен - куполов. На собор можно смотреть с любой стороны и под любым углом, и все равно будет видно только восемь куполов из девяти. Собор зодчим Акимом погребняком построен.
Городок Новомосковск расположился на правом берегу реки Самары, которая является левым притоком Днепра. За свою вековую историю город сменил много названий - это и самарь, Самара, самарчик, самарчик - Новоселица, Новоселовка, Самара - Екатеринослав.
Исторические источники сообщают, что заселение этой тихой и уютной местности запорожцами относится к 1576 году. Здесь, в присамарье, то есть на острове между рекой Самарой и ее излучиной самарчиком, в "Дубовой Товще" запорожскими казаками была построена первая их святыня - церковь с госпиталем и церковной школой. С 1602 года она превращается запорожским кошем в самарский пустынно - николаевский монастырь, с приютом для отставных престарелых казаков, находившийся под управлением сечевого коша и Кошевого атамана, с 25 ноября 1791 года имевший статус "Дома Екатеринославских Архиереев".
Полковник Антон Головатый и старшины войска запорожского в 1773 году на своей раде решили построить трехпрестольную церковь: главный престол во имя пресвятой троицы; правый - во имя апостолов Павла и Петра; левый - во имя трех святителей: Иоанна Златоуста, Григория богослова, Василия великого. Грамоту на постройку новой церкви выдал киевский митрополит. За несколько дней до того, как была уничтожена запорожская сечь, а именно 2 июня 1775 года, место, которое определили под свято - троицкий храм, было освящено и началось строительство.
Запорожцами был приглашен мастер Аким погребняк из поселка новая водолага харьковской губернии. На совете "Почтенных Батькив" слободы мастер выдвинул предложение построить церковь, у которой бы было 9 куполов, и нарисовал ее на доске. Проект был утвержден, работы поручались мастеру за 2000 рублей, 24 рубля из которых пожертвованы на строительство самим погребняком.
За свою уникальную работу выдающийся народный мастер получил от заказчиков своеобразный знак качества - аттестат: "данъ сей государственной слободы новыхъ водолагъ жителю Акиму погребняку в томъ, что онъ, погребнякъ, по данному намъ контракту азовской губернiи, екатеринославского уезда в слободъ новоселовкъ деревянную о девяти верхахъ трехпрестольную церковь издълкою въ совершенство привелъ докончанiе, за которую издълкою и договорную цену 1976 рублей всю полным числом он, погребняк, отъ насъ получилъ. 1779 года, января, 10 дня. Подписи: церкви святотроицкой. Протопопъ, пять священниковъ и еще пять подписей казацкой старшины, два ктиторъ церкви".
Зодчие так описывали храм: "собор стоит на высоком фундаменте из кирпича, его окружность составляет 123 м, общая площадь 512 кв. м. стены прямо переходят в башни - купола в 4-х ярусах, три ряда, по три в линию. Они связываются между собой таким образом, что каждый является опорой для соседних из-за равновесия, это создает красоту и гармонию со всех сторон. Башни - купола и стены сложены из толстых сосновых и дубовых брусьев, диаметр которых составляет 40-45 см, в "Лапу" на деревянных шипах, в самом деле без применения гвоздей из железа. Средние башни - купола выше боковых, а центральная из них выше средних, ее высота составляет 35 м от земли. Цвет куполов - зеленый. С внешней стороны все бревна - брусья обшили деревянными досками - шелевками, который прикрепили железными гвоздями. Доски в белый цвет окрасили. Никаких подпор, никаких поддерживающих колонн и подставок ни снаружи, ни в середине нет. С западной стороны до главного входа сделали каменную лестницу, также поставили коридор небольших размеров. Такие же коридоры и лестницы расположены с северной и южной стороны здания. Внутренняя часть храма еще красивее, у нее праздничный вид. В нем находится большой зал, общий потолок, у которого 9 башен - куполов, в стенах которых находятся высокие окна. По бокам и в центре висят оригинальные люстры. На западной стороне над входом располагается балкон с чугунной решеткой для хора. У восточной стороны - поднятый под алтарь пол".
В конце XIX века мастер - подрядчик из харьковской губернии, Алексей пахучий, произвел перестройку в первоначальной архитектуре. В начале XX века к оригинальным деревянным фризам ручной работы внутри здания добавилась роспись масляной краской в куполах с изображением четырех евангелистов неизвестными художниками. Когда в 1927 году в городе появилось электричество, стеариновые свечи в люстрах были заменены постоянными электрическими лампочками.
Несколько раз свято - троицкий собор находился на грани уничтожения, но всегда он бывал спасаем. Первая угроза разрушения нависла над архитектурным шедевром в начале 1930-х. позднее, летом 1937 года, собор пытались разобрать. В сентябре 1941 года, с началом гитлеровской оккупации, служба в соборе возобновилась, но после освобождения города советскими войсками в подвале была обнаружена связка из 32 противотанковых мин. В послевоенное время была предпринята четвертая попытка разрушить свято - троицкий собор.
Протоиерей Владимир цешковский, настоятель свято - троицкого собора, так говорит об этом: "в свое время храм защитил академик Дмитрий яворницкий. В тридцатые годы - два брата - интеллигента, учителя: когда за неосторожное слово можно было лишиться жизни, они встали на защиту храма, не дали его разобрать. В 1960-е храм отстоял знаменитый писатель Олесь Гончар".
С 1963 года под сводами свято - троицкого собора разместился филиал краеведческого музея для экспозиций отдела декоративно - прикладного искусства. В 1988 году собор, наконец, был передан церковной общине.
В наше время собор в аварийном состоянии находится. В 2010-2011 годах из областного и государственного бюджета было выделено более 1, 5 млн гривен на разработку проекта реставрации и на проведение экспертизы этого проекта. Осенью 2011 года начались реставрационные работы. По планам собор должен был быть полностью отреставрирован к концу 2014 года. В 2012-2013 году на реконструкцию было выделено около 19 млн гривен, а в 2014-2015 государство не финансировало реконструкцию, и работы были приостановлены. 15 января 2014 загорелся один из пяти куполов свято - троицкого собора. Казачья_культура.
Больше информационных новостей об интерьере зала в квартире http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/interer-zala-v-kvartire