Особняк в. Д. Носова.
Кекушнв, электрозаводская.
Электрозаводская улица, д. 12, стр. 1.
Жилой дом купца в. Д. Носова в Москве, построенный в 1903 году в стиле модерн по проекту архитектора Л. Н. кекушева. Здание объектом культурного наследия федерального значения является.
С начала 1880-х годов участок земли между лаврентьевской (с 1929 года - часть электрозаводской) и малой семёновской улицами принадлежал Василию Дмитриевичу Носову - купцу 1-й гильдии, потомственному почётному гражданину, владельцу расположенной по соседству фабрики промышленно - торгового товарищества носовых (малая семёновская, 5-7), славившейся качеством своей текстильной продукции: платками, пуховыми одеялами и сукном для обмундирования. Вероятно, решение о строительстве нового дома на этом участке было связано с тем, что единственный сын Носова Василий женился в 1902 году на Евфимии Павловне рябушинской - дочери П. М. рябушинского, и вскоре поселился с женой в главном доме усадьбы Василия Дмитриевича 12. Это подтверждается и воспоминаниями внука в. Д. Носова, Ю. а. Бахрушина, который писал: "…когда дядя женился, дед мой носов выстроил себе новый деревянный дом, а старый особняк на введенской площади подарил сыну".
Проект нового особняка носов заказал в 1902 году Льву Николаевичу кекушеву - к тому времени уже довольно известному архитектору, автору многочисленных построек в Москве. Первоначально носов пожелал построить особняк по образцу, увиденному им в американском журнале Scientific American. В феврале 1903 года кекушев подал на утверждение в городскую управу проект, выполненный в подражание американским коттеджам в стилистике королевы Анны, с фахверковым декором, островерхими щипцами и шатровой башенкой. Однако через месяц после подачи проекта в управу замысел изменился - новой темой стал стиль современных американских коттеджей; у владельца участка также возникла идея сделать к будущему деревянному дому каменную пристройку с лестницей и двумя жилыми комнатами. В процессе строительства, продолжавшегося с апреля по декабрь 1903 года, в проект вносились многочисленные изменения, связанные, в том числе, со сложным рельефом участка. В результате был построен двухэтажный деревянный дом на каменном полуподвале, с обширными террасами, фигурными козырьками, резным деревянным декором. По мнению биографа кекушева и исследователя московского модерна М. в. нащокиной, образцами для архитектора и заказчика могли стать ранние постройки Ф. Л. Райта и другие американские постройки в стилистике модерна. Вместе с тем, отмечает нащокина, "реализованные формы кекушевской постройки всё же совершенно оригинальны: в Америке никогда не было такой лёгкости в обращении с деревянными конструкциями.