Мы продолжаем цикл о Петербурге в старинных гравюрах и рисунках.
В 1847 году художник Василий Семенович садовников очень поэтично изобразил мариинский дворец в акварели. Рисунок был создан спустя три года после окончания строительства здания.
Дворец был построен по проекту Андрея Ивановича штакеншнейдера для дочери императора Николая I - великой княгини Марии Николаевны.
40-е года XIX века в истории архитектуры Петербурга ознаменованы переходом к эклектике. Мариинский дворец одним из самых первых сооружений этого стиля является. В композиции и пластическом решении дворца еще очень много переходных от классицизма моментов, но в целом это уже начало совершенно другой эпохи в истории архитектуры.
Композиция главного фасада решена по классической схеме - центр и завершения симметричных боковых крыльев здания выделены ризалитами. Первый этаж выглядит как рустованный цоколь, два верхних этажа объединены коринфским ордером. Все находится в строгом пропорциональном соподчинении.
Несмотря на эту классицистическую последовательность, дворец смотрится нарядно. В его композицию включены формы, характерные для других стилей. Высокий аттик, завершающий центральный ризалит, характерен для барокко или позднего ренессанса. Массивная аркада главного входа, несущая балкон - реплика архитектуры возрождения.
Не только фасад мариинского дворца, но и его интерьеры являются "Введением" в эклектику - стилизаторство в оформлении интерьеров проявилось в обращении к традициям античности, возрождения, рококо.
Градостроительная ситуация с момента постройки дворца и до наших дней несколько изменилась, судя по рисунку.
Сохранилась конфигурация улиц. Слева от дворца - нынешний переулок Антоненко, который называвшийся тогда новым, а справа - Вознесенский проспект, который переименовывался в советские времена, а сейчас носит свое историческое название.
Угловое двухэтажное здание по переулку Антоненко на акварели является предшественником существующего. Здание доходного дома, которое известно нам, было построено на этом месте в 1851 году по проекту архитектора Никола Ефимовича Ефимова.
В 1842-1843 годах, в связи с постройкой мариинского дворца и перепланировкой исаакиевской площади, чугунный синий мост, часть парапета которого мы видим на акварели, был расширен до 97, 3 метра.
Площадь перед мариинским дворцом наполнена оживленным движением - все говорит о том, что исаакиевская площадь в середине XIX века была очень популярным местом. Старинныйпетербург.