Ли в Петербурге витражные двери были?
Уникальная витражная дверь доходного дома на ул. водичкова, 30, Прага. Фото 1, 2 автора, 2007 г.
Путешествуя по городам Европы, можно увидеть не только крупные достопримечательности, но здания "Второго Плана", среди которых много выдающихся памятников.
Как известно, фасады и интерьеры петербургских домов очень пострадали от разных факторов: война, коммунальный быт, узковедомственные ремонты, вандализм 1990-2000-х годов.
В результате даже в литературе образовываются лакуны. Особенно относительно того, как были остеклены "Родные" двери доходных домов. Ведь историческое остекление повсеместно стало исчезать уже после революции. Много погибло в блокаду. А многое было просто убрано безжалостной рукой жэковских рабочих. Родные двери домов, в основном, достояли до конца 1990-х годов, но на месте остекления обычно уже была фанера. Потом исчезли и они - почти все.
В результате у нас нет подтвержденных сведений о том, что в Петербурге была хотя бы одна дверь с витражным остеклением.
Но это не значит, что таких дверей не было. Просто здесь начинается действительно "Неизвестный" Петербург - реальный занавес темноты и забвения.
Совсем рядом с центральной вацлавской площадью стоит большой доходный дом я. Новака, построенный в 1902-1903 годах архитектором блехой. Дом выстроен в стилистике ар - нуво. В фасаде здания черты бельгийского модерна и венского сецессиона сочетаются.
Фасад украшает мозаичное панно работы художника прейсслера, олицетворяющее труд.
Это панно - уже яркая особенность нарождающегося в начале ХХ века чешского национального романтизма. Изображены сцены крестьянского быта. В центре мы видим деревенский праздник, а над всем вольно парит прекрасная флора.
Под ленточным балконом - магазинные этажи с исторической вывеской Новака.
Входная дверь решена в стилистике раннего модерна криволинейными, фигурными контурами обрамления остекления и нижнего панно. Схожие по манере двери у нас, в Петербурге, прорисовывал зодчий б. гиршович (ул. Чайковского, 24, 61 и 69; кирочная ул., 24.
В нижней части мы видим охотничью собаку на фоне извивающихся стеблей. Гладкошерстный пес сидит и готов ринуться за добычей. Мускулатура с выдающимся мастерством вырезана.
Верхняя часть собой наборное витражное панно представляет. В нижней и верхней части помещены круглые элементы, порой причудливо расчерченные на сегменты. Из правого нижнего угла веером изгибаются разноцветные сегменты, словно крыло фантастической бабочки. На двух узких боковых створках в верхней части помещены резные деревянные композиции в виде изгибающихся стеблей.
Подобные круглые сегменты, да и сама манера, в Петербурге присутствует только в одном месте, в оформлении фасада доходного дома лейхтенбергского на бол. Зелениной улице, 28 (арх. Ф. постельс, 1904-1905. Правда там мозаика и декор фасада, хотя сходство есть.
Доходный дом Новака, вне всякого сомнения, - выдающийся памятник модерна, произведение искусства.
Нас привлекла витражная дверь. А в городе лодзь сохранились ворота с витражным остеклением. Когда-то мы о них тоже напишем.
Ли такие уникальные элементы в Петербурге были? Возможно, и не было. А может все-таки были, но память о них стерлась. Ведь Петербург часто вовсе не юный город; в нем очень многое приобрело характер римских руин или поросло травой забвения.