Культура и традиции терских казаков.
Северный Кавказ, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур русских и других народов северного Кавказа.
Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное.
В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей "Края", "кутка", станицы.
Вот как строились турлучные дома: "По Периметру Дома Казаки Закапывали в Землю Большие и Малые Столбы -"сохи" и "подсошники", которые переплетались лозой.
Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки "под кулакы"- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку "под Пальцы", когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей "Гладкой" мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой) ".
Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича, самана. Они до сих пор в некоторых станицах сохранились.
Специальные обряды при закладке дома. "На Место Строительства Бросали Клочки Шерсти Домашних Животных, Перья -"чтобы все водилось". Деревянные брусья, на которые настилался потолок, поднимали на полотенцах или цепях, "Чтобы в Доме не Было Пусто".
Обряд при строительстве жилья. "В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим божье благословение на обитателей дома.
После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь. Большинство участников приглашалось и на новоселье.
Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер жилища был в основном одинаков для всех районов. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: ( "Горка" или "угольник"), комод для белья, сундуки и т. д.
Центральным местом в доме был "Красный Угол" - "божница". "Божница" оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники бумажными цветами украшались. В "Божнице" сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, "паски".
Рушники - традиционный элемент украшения казачьего жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.
Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.
Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.
Казачий костюм.
Мужской костюм из военной формы и повседневной одежды состоял. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы по соседству жили. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно - бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей "Справы", т. е. снаряжения за свой счет. Казака "Справляли" задолго до того, как он шел служить. Это было связано не , внимание, только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину - воина. Обыкновенно отец говорил ему: "ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик".
Традиционный женский костюм к середине XIX века сформировался. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.
Юбки шили из покупного материала широкие, в пять - шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки носили, как правило, в качестве нижних. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две - три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.
Казачья пища.
Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства.
Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ свой неповторимый вкус имел. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку.
Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили.
Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.
Казаки ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в другие жители России. Они очень ценили сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.
В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их "Дежурной" невестке. Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе. В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты - рогачи, чаплейки, кочерги.
Обряды и праздники.
На северном Кавказе бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.
Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы.
Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая.
Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация.
Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты за родителями оставалось. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.
В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, свадьбу и послесвадебный ритуал.
В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи "Четвертинки".
Доставалось и гостям: у них "Крали" кур, ночью замазывали известью окна. "Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен".