Картина "Воспитанница" - один из шедевров третьяковской галереи.
Выбранный художником сюжет типичен для жанровой живописи 1860-х годов, которая во многом опиралась на литературу и театральные постановки своего времени.
Премьера одноименной пьесы Александра Островского состоялась осенью 1863 года на сцене малого театра. Несколько отойдя от сценария и героев произведения, неврев вслед за драматургом затронул одну из злободневных тем в обществе - сводничество и браки по расчету, сгубившие ни одну женскую судьбу.
Характерным жестом хозяйка дома представляет молодую девушку, взятую ею из благодетельных намерений на попечение. Батюшка, застывший в угодническом поклоне, словно подыгрывает барыне, заранее благословляя "Выгодную" партию - стоящего рядом юношу.
Воспитанница же, опустив пристыженно голову, прикрывает рукой живот. Молодой человек, виновник ее "Деликатного" положения, отвернувшись, смущенно подкручивает ус.
Изображенная сцена складывается в повествовательный рассказ о нравах, который отчасти становится "Приговором" духовному портрету эпохи. Любопытен и интерьер, запечатленный живописцем. Он воспроизводит одну из комнат дома Третьякова, на стенах которой распознаются пейзажи Сильвестра Щедрина.
Художника и коллекционера связывала многолетняя дружба.
Неврев был частым гостем третьяковского дома, создал несколько портретов членов семьи, очень симпатизировал сестре Павла Михайловича, Софье Михайловне, и сильно переживал, когда она вышла замуж за архитектора Александра Каминского (автора современной пристройки к зданию музея. Впоследствии, после смерти П. М. Третьякова в 1898 году, невреву было предложено возглавить галерею, но он отказался ввиду преклонного возраста. Живописцу тогда было 67 лет.
Имя неврева не столь хорошо известно широкой публике. Мастер входил в художественно - культурную среду Москвы, тесно общался с писателем Владимиром Гиляровским, историком Иваном Забелиным, живописцами Виктором Васнецовым, Василием Суриковым, Василием Поленовым, членами абрамцевского кружка. Очень тепло о нем отзывались современники. Живо и образно черты его личности отражены на страницах воспоминаний дочерей Павла Третьякова - Александры Боткиной и веры зилоти.
Николай неврев, "Воспитанница", 1867 год. Холст, масло.