Как мы мозаичные панно для кинотеатра "Первомайский реставрировали".
"Первомайский", построенный в 1969 году, был первым кинотеатром, построенным по технологии открытого свода, без колонн. Именно он развил архитектурно-пространственную идею, которая легла в основу разработки нового типового проекта кинотеатров. Интерьеры были украшены мозаичными панно, рельефами и росписями известного художника - монументалиста Бориса Чернышева
. Борис Петрович Чернышев - очень значимый художник для Москвы: он работал над композициями, оформляющими станцию метро "Комсомольская", принимал участие в проектировании здания мид на смоленской площади, делал мозаику на пилястрах дома пионеров на миусской площади и многое другое. По некоторым данным, именно с него делали образ Юрия Долгорукова для известного памятника на тверской улице. Его работы в собрании третьяковской галереи находятся. Оформление кинотеатра "Первомайский" стало последней его работой.
Кинотеатр был закрыт в 2010 году. В 2017 году "Первомайский" попал в городскую программу строительства торговых центров с кинозалом на месте советских кинотеатров. В декабре 2020 года здание было снесено, однако фрагменты работ Бориса Петровича были сохранены. В проекте нового торгового центра для их экспозиции предусмотрен отдельный зал. Для работ по реставрации, подготовке к экспозиции и монтажу мозаичных панно была привлечена наша команда.
В момент моего первичного осмотра все панно были уже несколько лет сняты и хранились в деревянных коробках в кинотеатре "Волгоград" в районе Выхино. На них явно проступали следы предыдущих попыток поновления, были утрачены многие участки с мозаикой, часть рельефов была сколота, красочный слой был запылен и местами утрачен. Присутствовали следы биологического поражения, от плесени до мышиных экскрементов. Мы приняли решение, не разбирая коробки, перевезти панно на место экспонирования, там произвести реставрационные работы, а после монтировать на стены. Сложность транспортировки заключалась в том, что панно много весили, до 800 кг. А место экспозиции находилось на 4 этаже. В тот момент не работали строительные лифты. Поэтому панно заносились в здание подъемным краном через балкон.
После мы разобрали деревянные коробки и смогли осмотреть панно более детально. Во время этого осмотра мы обнаружили множественные трещины в основаниях панно, сколы и утраты несущего слоя. На основании осмотров нами была составлена программа восстановления и монтажа произведений.
Первые работы были нацелены на устранение трещин и закрепление мозаичных участков, чья связь с несущей основой была нарушена. Трещины и пустоты заполнялись при помощи инъектирования клеящим составом, предварительно участки подготавливались: строительный мусор и пылевые загрязнения вычищались механически, при помощи скальпелей и щетинных кистей. Также мы следы биопоражений устраняли. Плесень и грибок удалялись с поверхности, после чего мы произвели антисептическую обработку.
После высыхания клеящего состава, трещины заделывались гипсовым раствором, идентичным авторскому, места зачищались и приводились к экспозиционному виду.
Так же на поверхности панно просматривались ржавые пятна, их мы обработали специальным раствором и удалили механически.
Когда эти работы были проведены, мы приступили к восстановлению утраченных мозаичных частей и восстановлению утрат красочного слоя. На основе образцов мы недостающую смальту и камни подобрали. Благодаря сохранившимся фотографиям мы мозаичный рисунок восстановили. Также на основе фотоматериала нами были восстановлены утраты и потертости красочного слоя.
Все мелкие сколы и утраты скульптурного рельефа мы восстанавливали гипсовой смесью, идентичной авторской.
После чего мы стали монтировать панно на несущую конструкцию. Так как некоторые элементы имеют большой вес, мы разработали специальный проект монтажа и крепления. Подъем при помощи автомобильных лебедок и механических подъемников производился. После монтажа мы скрыли швы между панно и нанесли тонировки.
Теперь панно экспонируются в выставочном зале и будут доступны для осмотра посетителям после официального открытия.
Над проектом работали:
Никита поляков.
Крылова Дарья.
Сергей крачковский нуник Барсегян Сергей Кудрин Кирил Павлухин Анатолий Барышников Филипп шкурко Тарас стивкин.