Год столетия. Автохромы.
Годстолетия музею 100 царскоесело 100.
В музее - заповеднике "Царское Село" хранится уникальная коллекция цветных диапозитивов на стекле - автохромов, которые стали первыми цветными фотографиями царскосельских интерьеров и предметов обстановки.
В 1917 году председатель художественно - исторической комиссии Георгий лукомский обратился с просьбой к комиссару временного правительства над бывшим министерством двора и уделов: "Для Лучшей Каталогизации Инвентаря, Имеющего Художественное Значение, Представлялось бы Желательным Фотографирование Всех Наиболее Ценных Предметов во Дворцах, а Также Закрепление для Потомства и Науки Порядка и Вида Расстановки Мебели в 1917 Году, то Есть ко Времени Конца Российской Монархии".
Для этой цели был приглашен бывший полковник, фотограф Андрей зеест. Он согласился выполнить эту работу при условии, что ему предоставят готовый материал (пластинки. Зеест к этому времени был уже преклонного возраста, имел слабое здоровье. Он физически не мог "Переносить за Собой Фотографический Аппарат и Приспособления для Съёмки", поэтому ему специально выделили экипаж. Первоначально планировалось сделать около 250 цветных снимков и 1000 черно-белых.
Съёмки в екатерининском дворце начались в июне 1917 года, а в александровском - в августе, сразу после отправки семьи императора Николая II в Тобольск. Уже в октябре в объяснительной записке, прилагаемой к оплаченным счетам, лукомский своей подписью удостоверил, что все необходимые для хик цветные снимки в количестве 140 штук приняты и находятся в канцелярии. За выполненную работу фотограф зеест получил 500 рублей.
Дальнейшая судьба уникальной коллекции интересна. Известно, что в ноябре 1918 года при приёмке дел от бывшего уже председателя хик лукомского 843 снимка с чёрно-белых негативов и 83 цветных диапозитива он передал книгоиздательству "Копейка" для воспроизведения в частном издании. Снимки предполагалось изъять из издательства и переместить для хранения в детскосельское управление художественного имущества республики северного района. Это осуществить не удалось: лукомский эмигрировал и увёз их с собой.
Сейчас коллекция музея - заповедника состоит из 93 изображений. Тридцать три автохрома в 1968 году музей приобрел у наследников фотографа зееста, двенадцать - еще в 1958 году подарил турист из Великобритании, член оксфордского клуба Гордон баррат. В 2013 году член клуба друзей музея - заповедника Майкл пайлз приобрел на аукционе в Париже и передал в музей еще сорок восемь автохромов.
Сохранившаяся часть коллекции позволяет судить о высоком художественном уровне выполненных зеестом снимков. Среди них - единственное довоенное цветное изображение янтарной комнаты, которое стало неоценимым подспорьем в работе реставраторов при воссоздании этого уникального интерьера. В разных ракурсах представлены залы, отделка которых погибла в годы воны и до сих пор не восстановлена: китайский зал, личные апартаменты Екатерины II, комнаты императрицы Марии Александровны (супруги Александра II. Огромную ценность представляют изображения залов александровского дворца, в которых сейчас работают реставраторы.
Автохромы Андрея зееста. 1917. Из коллекции ГМЗ "Царское Село".