Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Эпоха модерна. Часть XI.

22.11.2017 в 20:55

Сказочный, фантазийный модерн?
(Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях).
Ах, иначе в былые года.
Колдовала земля с небесами, дива дивные зрелись тогда, чуда чудные деялись сами.
Позабыв золотую орду, пестрый грохот равнины китайской, змей крылатый в пустынном саду.
Часто прятался полночью майской.
Только девушки видеть луну.
Выходили походкою статной, -.
Он подхватывал быстро одну, и взмывал, и стремился обратно.
Эпоха модерна. Часть XI.
Как сверкал, как слепил и горел.
Медный панцирь под хищной луною, как серебряным звоном летел.
Мерный клекот над Русью лесною:
"Я красавиц таких, лебедей.
С белизною такою молочной, не встречал никогда и нигде, ни в заморской стране, ни в восточной.
Но еще ни одна не была.
Во дворце моем пышном, в лагоре:
Умирают в пути, и тела.
Я в каспийское море бросаю.
Спать на дне, средь чудовищ морских, почему им, безумным, дороже, чем в могучих объятьях моих.
На торжественном княжеском ложе?
И порой мне завидна судьба.
Парня с белой пастушеской дудкой.
На лугу, где девичья гурьба.
Так довольна его прибауткой".
Эти крики заслышав, вольга.
Выходил и поглядывал хмуро, надевал тетиву на рога.
Беловежского старого тура.
Н. Гумилёв, 1905.
Творцы Петербурга эпохи модерна довольно часто обращались к национальному фольклору и к символическим, порой, мистическим, мотивам.
Поэзия серебряного века, атмосфера мистики и спиритизма перед эпохой больших перемен, внесли свой вклад в развитие этих направлений. Такие выдающиеся художники, как Н. Рерих, к. Петров - водкин, М. Врубель, тесно сотрудничавшие с архитекторами, открыли для архитектурной жизни Петербурга новые возможности для фантазии и воображения.
Необычные сооружения, невиданные существа новой эпохи необратимо изменили облик города, внеся уникальную, сказочную, фантастическую струю в атмосферу традиционного Петербурга.
"Дом - Сказка".
В 1905 г. Петр Иванович Кольцов, золотопромышленник, гласный городской думы приобрел участок на углу английского пр. и офицерской ул. к концу 1907 г. на территории, расчищенной от старых построек, по проекту архитектора департамента народного просвещения и преподавателя высших архитектурных курсов а. а. бернардацци был возведен новый дом в стиле модерн. Здание поражало своеобразием архитектурных деталей и броской красотой: окна и балконы причудливой формы, красивая угловая башня, облицовка стен природным камнем и огромными майоликовыми панно, выполненными по эскизам М. а. Врубеля. Угловой эркер дома завершался изображением птицы феникс. Скульптурные украшения фасадов и феникс с двухметровыми крыльями были изготовлены петербургским ваятелем бароном к. к. рауш фон траубенбергом. В народе здание получило название "Дом - Сказка". В 1906 - 12 гг. в этой "Сказке" проживала балерина Анна Павлова. В ее квартире оборудовали репетиционный зал с кафельной печью, расписанной веночками и с фризом танцующих нимф (именно здесь М. Фокин поставил для Павловой "Умирающего Лебедя". В городском фольклоре это здание было известно и как "Дом Анны Павловой". В блокаду в доме разразился пожар, и "Сказка" была безвозвратно потеряна.
"Дом - Пряник".
В 1899-1900 годах архитектор Н. Н. Никонов (старший) в неорусском стиле строит собственный доходный дом, который, как красочный терем вырастает из каменного леса. Сказочный облик дома, навеянный стилистикой московских теремов, отличает яркий многоцветный майоликовый орнамент, фигурная обнажённая кирпичная кладка, шатровые кровли, колонки с дыньками и трогательные кокошники.
"Золотая Рыбка".
Тенистая, таинственная атмосфера островов не однажды порождала мистические уголки. В 1910-11 - архитектор Федор Федорович (фриц август) фон постельс строит собственный особняк на каменном острове. Приверженность архитектора пластицизму подарила Петербургу прекрасный образец зооморфного (точнее, ихтиоморфного) зодчества - стены деревянного дома с необычными формами были покрыты гонтом - тонкими резными дощечками, похожими на чешую, поэтому сказочное сооружение в городском фольклоре получило название "Золотая Рыбка". (Не сохранился.

Эпоха модерна. Часть XI. 01
"Дом Бабы Яги".
Другое чудо на каменном острове создал в 1904-06 годах архитектурных дел мастер роман Фёдорович мельцер. Собственный особняк мельцера, выросший, как избушка на курьих ножках на крестовке - реке, является одним из лепших памятников северного модерна в Петербурге. При сооружении особняка мельцер мотивы древнерусского зодчества использовал. Верхняя часть терема возведена из мощных брёвен, подклет сооружен из грубо отёсанного камня, наряду с двускатной фигурной крышей создают удивительное сказочное ощущение от происходящего. Кажется, словно герои русских сказок появятся из-за угла, или боярыня выглянет из окошка.
"Сахарная Голова".
Здесь же, на каменном острове, Р. Ф. мельцер в эти же годы создаёт и другое, не менее удивительное "Вкусное" творение. Светло - сероватый оттенок и пластичные формы, напоминающие головы сахара дали дому народное название "Сахарная Голова". Несмотря на сильное влияние финской архитектуры, мельцер подарил нам самодостаточный особняк, произведение в стиле модерн в духе средневековых замков.
"Дом со Страшилищами".
Фантастические чудовища и загадочные существа охраняют гранитные стены дома, построенного архитектором Е. Л. Морозовым для жены сенатора Е. к. барсовой в 1911-12 гг. по бокам дома ухают два волшебных филина.
"Сумасшедший дом".
Для Лидии Шредер и её мужа, скульптора Ивана Шредера, архитекторы а. Г. успенский и М. Ф. переулочный в 1905 году перестраивают существующий дом, расположенный неподалёку от больницы Св. Николая чудотворца для душевнобольных. Предыдущий облик их не устроил, видимо, хотелось чего-то феерического, в новом стиле ар - нуво. Вот как описывает дом б. М. Кириков: "монотонность фасадов была изменена с помощью чисто декоративных средств. Облик преобразили броские приемы модного стиля модерн, но только на внешнем, изобразительном уровне. Все стены закрыл крупномасштабный лепной орнамент, маскируя изначальную заурядность дома. Самодовлеющий декор заставляет вспомнить фразу, которой французы определяли избыточность орнаментальных форм модерна - "Макароны в Припадке Горячечного Бреда". Стебли распускаются листьями и цветами кабачка и подсолнуха, переходят в тройные линии и криволинейно окаймляют прямоугольные окна. Рельефный узор светлым тоном на фоне мелкозернистой штукатурки выделяется. Чрезмерность внешних декоративных эффектов без изменения структурной основы стала особенностью доходного дома Шредер - любопытного и яркого примера архитектурной стилизации. Фейерверк визуальных эффектов этого "Сумасшедшего" дома вызывает в памяти и другие ярлыки модерна - "стиль ленточных червей", "бешеный червяк"…".


"Дом с Носами".
В особняке форостовского (1900 - 1901) архитектор к. к. Шмидт добивается необычайной силы экспрессии. Знаменитые гранитные "Носы", то - ли вышедшие погулять по - гоголевски, то - ли изображающие ростры кораблей, словно вырастают из стен, буйный растительный орнамент экстерьеров и интерьеров выдают архитектора и как мастера одного из направлений пластицизма - биоморфизма.
"Замок Бажанова".
Тут оратай - оратаюшко.
На своей ли кобыле соловенькой.
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал - то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул, из омешиков земельку повытряхнул, бросил сошку за Ракитов куст.
А тут сели на добрых коней, поехали, как хвост - то у ней расстилается, а грива - то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла, а вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла, а вольгин конь да оставается.
Былинные богатыри охраняют мрачный замок, воздвигнутый в 1909 г. архитектором П. Ф. Алёшиным. Приёмную купца Бажанова украшает камин - здесь мы видим идущего за сохой крестьянина - богатыря микулу селяниновича, а напротив него - дружинника вольгу Святославовича, в доспехах, на могучем коне, сверху смотрят на них райские птицы сирин и алконост с девичьими головами, у окошек сидят майоликовая жар-птица (павлин) (всё это выполнено по эскизу Михаила Врубеля.
"Космический дом" (фантасмагорический дом а. Ф. бубыря).
В 1906-07 годах мастера модерна а. Ф. бубырь и Н. в. Васильев строят совершенно уникальный дом, поражающий своим видом даже неискушённого зрителя. Асимметричный фасад дома - фантазии украшает космогоническая тематика - в космосе виднеются звёзды, восходит и заходит солнце; инопланетные, фантастические и фольклорные существа, неведомые птицы, "Дикобразы", грибы, елочки и загадочные треугольники живут здесь своей тихой, вселенской жизнью и смотрят и дивятся нашим делам.
"Дом с Фортуной (Славой)".
На доме в духе средневековой крепости, покрытой разнофактурной штукатуркой, поселилась гигантская девушка с распростертыми крыльями, стоящая на шаре. Возможно, она - гений славы, а может - фортуна. (Фортуна - древнеримская богиня удачи, иногда она представляется стоящей на шаре или на колесе. Дом товарищества по устройству жилищ петровского коммерческого училища построил архитектор а. и. владовский в 1907-08 гг. основные цели товарищества заключались в том, чтобы оказывать помощь сослуживцам по училищу и их семьям. Фортуна (удача) - один из символов коммерции, здесь она раскрывает руки, как бы принимая и примиряя всех - богатых и бедных. Этот дом упоминает и. Ефремов в "Лезвии Бритвы": "машина свернула с большого проспекта в узкий переулок и выехала к коленчатому изгибу проспекта Щорса. Внимание ивернева привлек дом цвета серого гранита с огромным барельефом посредине фасада. Полуобнаженная женская фигура гирлянду в раскинутых руках держала. Сосредоточенное лицо и прекрасное тело были высечены искусным скульптором. "Странно, я Никогда не Замечал Здесь Этого Барельефа", - подумал ивернев и решил, что если девушка направится в этот интересный старый дом, то. "Дом с Ангелом" (Павловск).
Удивительно очеловеченный ангел - мужчина, протягивающий гирлянду, украшает значительную часть двухэтажного дома в Павловске. Дом в стиле модерн построен в 1905-10 гг. по проекту архитектора а. а. Барышникова для кузенов архитектора Петра Петровича и Павла Петровича Барышниковых. С самого начала дом предназначался для двух семей, о чём свидетельствует чёткое разграничение дома на две равные половины. На главном входе - две лестницы, разгороженные стеной, даже балкон разделён изогнутой каменной перегородкой. Левая часть дома предназначалась для семьи Павла Петровича Барышникова, купца, продолжателя семейного дела по торговле лентами и кружевами. В правой, юго-западной, части поселился Павел Петрович - коллекционер живописи. Фигура ангела на фасаде маскирует глухую стену, удобную для размещения коллекций.?

Эпоха модерна. Часть XI. 02
Эпоха модерна. Часть XI. 03
Эпоха модерна. Часть XI. 04
Эпоха модерна. Часть XI. 05
Эпоха модерна. Часть XI. 06
Эпоха модерна. Часть XI. 07
Эпоха модерна. Часть XI. 08
Эпоха модерна. Часть XI. 09