Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Екатерининский парк. Грот.

23.11.2016 в 11:55

Елизавета Петровна утвердила проект грота в царском селе в августе 1745 г. строительство началось весной 1749 года, но основные работы по возведению павильона проводились в 1755 - 1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при Екатерине II в 1760-х годах.
Екатерининский парк.  Грот.
Он состоит из трех отделений: среднего и двух боковых полукруглых, длиною на 17, шириною на 6 саженях. По проекту "только задняя стена грота должна была находиться на суше. С трех сторон вода непосредственно к стенам грота подступала". Елизавета, "Вышедши из Грота, Могла Сесть в Лодку и Отправиться по Большому Пруду на Бекасиную Охоту". Объемное и плановое решение здания - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, - характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и фасады.
Купол прорезан овальными окнами - люкарнами и имеет завершение, играющее важную композиционную роль - вазон с пышным растением в варианте 1749 г., а затем украшение, изображающее фонтан. Купол имеет грани, подчеркнутые естественным камнем. Две аллегорические фигуры расположены на разорванном фронтоне по обе стороны от круглого окна - люкарны. Перед фасадом грота предполагались скульптуры. Большие полукруглые ниши по сторонам боковых залов - это ниши - экседры, читающиеся на боковых фасадах.
Через некоторое время после его создания архитектор растрелли писал: "в старом саду сарского села, возле большого пруда, я возвел каменное здание об одном этаже, с двумя павильонами и купольной залой, снаружи с многими колоннадами, с фронтошпицем, с балюстрадой со статуями вокруг и разными вазами. По краю этой постройки я сделал большую террасу с балюстрадой по обе стороны мраморного спуска. По периметру крыши шла балюстрада, украшенная двенадцатью статуями и двенадцатью вазами. На скатах "Надломленных Фронтонов" располагались четыре фигуры - по две с каждой стороны. Вокруг павильона, у колонн, стояли восемь статуй. Над входными дверями были помещены огромные маскароны, а над окнами - львиные головы и раковины. Пространство между каждой парой колонн было украшено лепными гирляндами из фруктов.

Екатерининский парк.  Грот. 01
Внутри павильон делился арками на три части. По проекту обер - архитектора стены центрального зала, расположенного под ку полом, должны были быть выложены множеством экзотических раковин.
23 июня 1762 года началось украшение раковинами стен и сводов в гроте. На убранство пошло 210 крупных и до 17, 5 пудов мелких раковин. Изнутри грот по описанию самого растрелли был отделан "Наиредчайшими Раковинами, Презабавными Орнаментами, Вазами, Статуями и Колоннами Весьма Причудливого Вкуса".
Сложные работы по сооружению гротов выполняли специалисты "Гротического Дела", по преимуществу итальянцы. Такой мастер Игнатий Россий был приглашен для отделки грота во дворце Елизаветы. Павильон грот в царскосельском саду, задуманный императрицей, является свидетельством стойкой моды на курьезы и постоянный интерес при дворе царскосельской помещицы к экзотическим темам и материалам.
В таком виде, с каменной балюстрадой вокруг белой, луженаго железа, крыши, простоял грот до 1770 года. В 1770 году императрица Екатерина II приказала разобрать при гроте балюстраду и пристань с будкой, а в 1771 году - "Исправить" штукатурные украшения в нем по проекту архитектора в. Неелова". Он проект внутренней переделки грота составил.

Екатерининский парк.  Грот. 02
Вместе с тем известно, что она проводилась уже по рисункам а. ринальди с 1771 г. до конца 1770-х гг. творчество ринальди, более близкое классицизму, соответствовало вкусам Екатерины II.
После окончания отделки, в 1780-х годах, павильон стали называть утренним залом. Тогда по желанию Екатерины II в нем разместили античные скульптуры, вазы из цветного камня.
В 1782 г. в окнах и дверях грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди. А. и. успенский называет имя исполнителя четырех железных створчатых решеток с замками и петлями - вольного слесарного и кузнечного дела мастера Кригера.
От украшения интерьеров морскими раковинами и пористым туфом, пришлось так же отказаться: от сырости, иные раковины сами собой отпадали, а другие от стен отдирали "Шалуны", то было решено все раковины снять, а вместо них наполнить весь павильон произведениями самых разных резчиков - древних и современных, в том числе было много превосходнейших произведений из российских каменных пород работы с. - петербургской академии художеств и петергофской гранильной фабрики.

Екатерининский парк.  Грот. 03
В описаниях царского села Vxiii века и на гравюрах того времени грот называется залой "Антиков". Назначение грота было, с одной стороны, предоставлять прохладу, но еще важнее - восхищать и удивлять посетителя, демонстрировать тонкость вкуса владельца. Утренняя зала - это обитель просвещенной монархини. Грот был приспособлен под скульптурное собрание Екатерины. Из новых произведений особенно выделялась мраморная статуя сидящего в кресле философа Вольтера работы гудона: "между новейшими произведениями искусства есть сидящий в креслах Волтер, в естественную величину, в халате и в колпаке, из белого карарского мрамора гудоном преизящно сделанный. Уменьшенный оный сидящий Волтер лепной работы и бронзовый находятся в императорском эрмитаже, а гипсовый имеется во многих домах в Санкт-петербурге. "Когда входишь в эту залу, то, право, дух захватывает и - о чудо! Статуя вольтера нисколько не теряет от всего ее окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные". Испытывать восторг перед статуей являлись и придворные: ". С тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами".

Императрица Екатерина II, в одном из писем к Гримму, говорит про эту залу так: "статуя Вольтера, сделанная гудоном, поставлена в утренней зале, там она окружена антиноем, Апполоном бельведерским и множеством других статуй, которых формы привезены из Рима, а отлиты они здесь. Когда входишь в эту залу, то, вправо, дух захватывает и - о, чудо! Статуя вольтера нисколько ни теряетот всего ея окружающаго. Вольтер прекрасно стоит там; он лубуется на лучшие статуи античные и современныя. Эта зала имеет имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами".

Несколько лет это изваяние павильон грот украшало. Однако после того, как в 1791 г. в Париже начались революционные шествия, участники которых называли Вольтера "Вдохновителем Борьбы за Народную Свободу", русская императрица разгневалась на француза - вольнодумца. В результате скульптура его была вывезена прочь из царскосельского грота.

Почти полвека судьба этого творения гудона неизвестной оставалась. В 1831 г., начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал "Историю России при Петре Великом". После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с библиотекой его были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это закрытое хранилище. Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич вдруг, к немалому удивлению своему, буквально нос к носу столкнулся с самим Вольтером - скульптурное изваяние работы гудона было втиснуто в узкое пространство между книжными полками. Статуя так понравилась Пушкину, что он даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь более чем полвека спустя, в 1887 г., опальное мраморное изваяние философа - вольнодумца было выставлено на всеобщее обозрение в главном музее северной столицы.
Затем в гроте были поставлены: бронзовое изображение Людовика XIV на лошади; бюсты: императора Иосифа II, монтесумы, последнего мексиканского государя; султана солимана и любимой его жены, с полузакрытым лицом; две вазы из сероватой колыванской бреччи; ваза из синеватой яшмы и проч. Эти произведения были сделаны на петергофской гранильной фабрике. В 1771 году Антонио ринальди осуществил отделку интерьеров павильона. Легкая, изысканная по рисунку декорация стен, исполненная по чертежам архитектора, сохранилась до наших дней. На сводах и стенах более поздней отделки можно определить места бывшего расположения раковин.
Среди собранных в большом количестве древностями было, конечно, много предметов и менее ценных. Екатерина летом 1792 года повелела своему секретарю храповицкому отобрать лучшие по его мнению, античные бюсты и, сделав с них бронзовые копии, поставить их на колоннаду (камеронову галерею.
Императрица Екатерина II любила в гроте заниматься делами и когда она там "Занималась", по словам М. и. пыляева, в сад никого не пускали. Этот ритуал даже нашел отражение в стихах Державина:
Здесь в полдень, уходя в гроты, покоилась прохлад в тени, а тут амуры и Эроты.
Уединились с ней один.
До 1787 г. все бронзы, которые были позже переставлены на камеронову галерею, находились, вероятно, в царскосельском гроте. Здесь же разместили колоссальную бронзовую "Ниобею с Дочерью" (отлитую в 1786 г. ), мраморного "Ахиллеса" ("ареса" боргезе), вместе с его бронзовой копией, выполненной Ф. Шубиным в 1789 г.
При императоре Павле, методично разрушавшего любимою резиденцию матери, в 1797 году, наибольшая часть Атиков была оттуда взята архитектором бренной и графом Шуазелем - гуффье. Статуя Вольтера долгое время считалась пропавшей и была найдена уже в царствование императора Александра II в подвале таврического дворца в Петербурге, перевезена в царское село, но затем вновь отправлена в Петербург, где была помещена в эрмитажную библиотеку.
Грот как бы связывает регулярную и пейзажную части парка. Не случайно растрелли создал его фасады одинаковыми, подчеркнув тем самым равное его значение и в композиции старого сада, и в панораме пруда.

Фасад грота украшают группы рустованных колонн по углам здания и у выступа портала с разорванным лучковым фронтоном. Ребра купола, круглые окна (люкарны) его барабана отделаны резными гирляндами с фигурами путти. Необычен скульптурный декор грота: с наличников окон смотрят маски покровителя водной стихии Нептуна, скульптурные изображения наяд и тритонов, а в обрамления дверей включены рельефные изображения дельфинов, амуров с сосудами и морскими раковинами, декоративных струй воды и водорослей. Фасад и капители колонн тоже украшены масками Нептуна и барельефами с изображениями сплетенных хвостами дельфинов.

Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегу большого пруда. В 1780-х гг. грот стали называть утренним залом. И. Яковкин пишет: "так здание называлось от того, что Екатерина II, вставая всегда рано, по утрам в хорошие ясные дни иногда изволила заниматься государственными делами или в цветном садике возле колоннады, или иногда, для вящей прохлады, и в сем гроте, где каменные искусственные произведения, как и прежде, тем еще более увеличивали прохладу; посему до семи часов утра во время высочайших здесь присутствий вход в сад совершенно запрещен был посторонним людям. Екатерина очень любила вид от грота на озеро и часто по утрам в жаркие летние дни удалялась сюда и занималась здесь делами и литературой. Сюда же в эти дни, к 10 часам, сигналом созывалась молодежь для общего "Фриштика" чаем, кофе и шоколадом. Иногда при этом бывала утренняя музыка. Часто в теплые вечера с наступлением темноты императрица здесь ужинала, слушая военную музыку, гремевшую у "Зала на Острову".

В 1780-х годах в павильоне грот находились каменные столешницы разных форм, выполненные из черного, синего с белыми прожилками, желтого мраморов, столешницы из яшмы, а также "Струйчатые и Мозаичные". Некоторые из них были отправлены на петергофскую гранильную фабрику, другие переданы "архитектору гваренгию для постановления . в старом царскосельском саду позади крестьянского деревянного дома железной беседки. В 1782 году в окнах и дверях грота установили ажурные решетки из кованого железа: на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений. В великолепном узоре решеток дверей грота растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы грота были застеклены лишь в 1900 году. Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм. Стены грота отделаны лепной работой и выкрашены в 2 тона: полы из мраморных плит. Несмотря на простоту отделки, здание производит выгодное впечатление своими пропорциями и выдержанным рисунком лепки. Отделка "Просто Квадратной Работой", избранная Екатериной, кажется прекраснее густой наружной позолоты и бесчисленных раковин, столь нравившихся Елизавете Петровне.
Наружный вид здания довольно значительно изменился по сравнению с тем, каким он представлялся на старинных гравюрах. Изменены украшения на крышах, снята балюстрада со статуями. В XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры "Умирающий Галл" и "гладиатор". До середины XIX века внутри здания стояла колоссальная статуя императрицы Екатерины II в виде богини минервы работы рашетта, отлитая в. можаловым в петербургской академии художеств в 1789 году. 1795 года августа 14 дня присланы в утренний грот 28 мраморных статуй и бюстов, находившихся до того времени в мраморном дворце.
В. П. Стасов, занимавшийся реставрацией парковых павильонов екатерининского парка в 1817 году, составил проект на коренную перестройку обветшавшего растреллиевского грота. Прежним он сохранил лишь остов, совершенно преобразовав вид здания в характере, свойственном его архитектурному почерку, с лоджиями и плоским куполом. Тогда же ему было поручено соорудить у грота пристань. Однако ни переделки грота, ни постройки пристани ему выполнить не пришлось, и грот оставался без ремонта до начала 1830-х годов, когда его восстановили в прежнем виде.
Позднее архитектором а. Ф. видовым перед гротом был насыпан берег и устроена пристань, она перестраивалась в 1830 и 1872 годах.
У этой пристани 6 января, в праздник крещения, происходило в высочайшем присутствии торжественный молебен с водоосвящением.
В прежние времена тут же, 1 августа и в день памяти прп Серафима саровского, совершалось водосвятие, если в эти дни высочайший двор находился в царском селе. Во время освобождения г. Пушкина здесь лежали две 250-килограммовые бомбы, ящики с боеприпасами. Электрические провода от них тянулись к зубовскому флигелю, там лежала одна 250-килограммовая бомба, и далее через весь дворец, чередуемый такими же бомбами до дворцовой церкви. А от камероновой галереи провода тянулись к павильону "Грот", где и находился часовой механизм подрыва.
Как раз внизу под пилоном, стояла черная гитлеровская табличка с надписью: "Сборный Пункт Мёллера". Это, очевидно, и была подрывная команда фашистов. Наши саперы во время перерезали провода в этом месте, уничтожили подрывников и взрыва не произошло.
Бронзовые скульптуры "Умирающий Галл" и "гладиатор" перед занятием немцами г. Пушкина также были закопаны в землю. После войны их на прежние места установили.
А. Кучумов в письме своей жене от 23 июня 1944 года: по Аполлоновой аллее зайдем в грот. Двери раскрыты, внутри огромное количество ящиков от мин, сваленных в беспорядке, среды них возвышается пустой пьедестал от цереры, тоже увезенной в плен. В 1950-х годах в гроте располагался буфет, где можно было купить лимонад, булочку, печенье и другую еду.
1956 год, газета вперед: в павильоне "Грот" организуются выставки и кинолекторий. Здесь устанавливается телевизор. Пристань в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.

Смотрите ещё статьи об интерьере деревянных домов тут http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-derevyannyh-domov