Дом федора Шаляпина в Петербурге.
Великий бас Федор Шаляпин всю жизнь разрывался между Петербургом и Москвой. Соблазн предположить, что из двух столиц Шаляпин предпочитал не питер, а Москву, почти неодолим. А как же: уроженец Поволжья, русак русаком, да еще мы припомним кустодиевский портрет с масленичными сценами (конфетки - бараночки, Россия - щедрая душа. Неужели ему могло где-нибудь быть более привольно, чем в сытой, суматошной, бестолковой и беззаботной Москве? Оказывается, могло.
Изъездив на заре карьеры немало провинциальных городов (включая, например, Тифлис), в Москве и Петербурге Шаляпин впервые побывал почти одновременно - в 1894 году. Так вот, первопрестольную он вспоминает без особого восторга. "Москва, Конечно, Ошеломила нас, Провинциалов, Своей Пестротой, Суетой, Криком" - и все. В Петербурге певца немного опечалили промышленные кварталы на подъездах к центру города, но настроение тем не менее явно лиричнее: "Своеобразная, Хмурая Красота Города Вызвала у Меня Сильное Впечатление". Так и позже. Мне нравились, - признается он относительно Петербурга, - широкие улицы, электрические фонари, Нева, театры, общий тон жизни".
Окончательно осесть в городе с широкими улицами и электрическими фонарями получилось в 1914 году. Шаляпин поселился на аптекарском острове, в доме номер 26 на пермской улице (ныне улица графтио. Этот дом, трехэтажный особнячок с плоскими пилястрами, украшенными затейливыми капителями, с наличниками над окнами, построен по проекту известного архитектора B. а. щуко (впоследствии надстроен двумя этажами. Единственная парадная украшена навесом с узорчатыми чугунными украшениями. Семья шаляпина поселилась во втором этаже. В квартире был сделан ремонт, несколько небольших комнат соединили - получился репетиционный зал площадью около ста квадратных метров. На третьем этаже дома жили знаменитый ученый путешественник, знаток средней Азии и Памира Г. Е. грум - гржимайло и известный эпидемиолог, в будущем академик, Д. к. Заболотный. Шаляпин познакомился с жильцами дома и частенько навещал грум - гржимайло - любил слушать его увлекательные рассказы.
Дом находился совсем недалеко от каменноостровского проспекта, который славился в конце XIX - начале XX века новыми зданиями, построенными в стиле модерн. Многие из них украшены балконами и лоджиями, внутренними дворами с садами и фонтанами. Облик проспекта как бы сочетает в себе элементы разных архитектурных стилей - мавританского, палладианского, стиля возрождения, готического. Каменноостровский проспект выходил к островам - району загородных дач, летних театров, разного рода увеселительных заведений. На самой аристократической части проспекта жила высшая чиновничья знать - министры, промышленники. Дальше от центра селилась и петербургская художественная интеллигенция. В знаменитом "Доме с Башнями" архитектора а. Е. белогруда жил Л. Н. Андреев, в доме номер 1/3 с 1915 по 1930 год жил Ю. М. юрьев. Каменноостровский проспект кронверкский проспект пересекал. Почти у пересечения этих улиц, в доме номер 23, недалеко от Шаляпина, жил горький. Район нравился Шаляпину чрезвычайно.
Объем получаемых им о ту пору гонораров, надо полагать, позволил бы Шаляпину свою жизнь в России обставить с поистине княжеской роскошью. Но нет: приходится признать, что шаляпинский быт был устроен со всеми признаками достатка, но не более того. Большего, по всей видимости, и не хотелось ни самому певцу, ни его семье.
Именно этот, петербургский, дом Шаляпина был его последним местом жительства в России, и он же стал его первым музеем. Расстояние между этими двумя точками коротким не было. Уезжая из советской России в 1922-м, певец поручил дом своему другу, секретарю и администратору Исаю дворищину - этого неудавшегося оперного артиста Шаляпин держал при себе еще с 1900-х. дом, где некоторое время продолжали жить члены второй шаляпинской семьи, подвергся неизбежному "Уплотнению". В конце 1930-х его еще и надстроили. Дворищин умер зимой 1942-го, успев стать свидетелем того, как в буржуйке исчезали остатки обстановки шаляпинского жилища. Несмотря на блокадные тяготы сотрудники театрального музея нашли в себе силы забрать оставшийся архив и опечатать квартиру музейной печатью.
Музеем Шаляпина дом формально стал лишь в 1975 году. Нынешний вид интерьеры приобрели к 1998 году, хотя многим ранее туда стали возвращаться вещи, украшавшие дом при жизни певца. Например, тот самый кустодиевский портрет, присланный в Ленинград из Америки дочерьми Шаляпина в 1968 году. Собирать музейную экспозицию пришлось буквально по крупицам - первоначальная обстановка трехэтажного особняка почти не сохранилась, хотя кое-что осталось у наследников верного Исая дворищина. Но все собранное в пяти комнатах (прихожая, две гостиные, столовая, спальня) выглядит сейчас на редкость достоверным, если не считать случаев, когда аутентичностью жертвовали ради большей наглядности - к примеру, воссоздавая уголок гримерки Шаляпина в мариинском театре.
Вобщем, если возвращаться к теме роскоши, это интерьеры очень уютные, но скромные. Главное украшение этих комнат - не мебель или отделка, а принадлежавшие некогда хозяину произведения искусства. Прежде всего портреты великого баса. Но также и его собственные работы: хоть и самоучка, Шаляпин неплохо лепил и владел кистью - просто в порядке развлечения. Он и искал не столько показной жизни на широкую ногу, сколько сиюминутного комфорта, приятности и уюта во всем, начиная от отопления и освещения до хорошо сшитой дорогой одежды, в любви к которой он признается на страницах мемуаров. Когда он пристрастился к определенному виду бордо, ему доставляли вино чуть ли не ежедневно непосредственно из Франции, причем на каждой бутылке значилось: "Специально для Месье Шаляпина". С другой стороны, не вложив особенных средств в украшение своего жилища, легче было покинуть его навсегда. Покинуть - несмотря на то, что певец, без всякого сомнения, был привязан к этим стенам, где он мужественно пережил вместе с семьей годы военного коммунизма. Но далее сохранять терпение Федору Шаляпину не могли помочь даже эти стены.
Источники: Виталий дмитриевский "Шаляпин в Петербурге - Петрограде", статья Сергея ходнева в журнале "архитектура дизайн".
Музыкальный_Петербург@spb_Etyudy музеи_Петербурга@spb_Etyudy интерьер@spb_Etyudy.