7 тайн усадьбы Кусково.
Главный хранитель все о каждом предмете в коллекции музея знает. Он может рассказать, откуда появился экспонат, какую ценность он имеет и какие истории с ним связаны. Хранитель фондов изобразительного искусства музея - усадьбы "Кусково" Ксения немова выбрала семь жемчужин из коллекции музея и рассказала, чем они интересны.
Плафон "Слава Рода Шереметевых".
Это самая большая картина в коллекции музея - усадьбы "Кусково". Ее площадь - 110 квадратных метров. Созданная французским живописцем Луи Жан - Франсуа лагрене в 1761-1762 годах роспись занимает практически всю поверхность потолка танцевального зала дворца. Подобный способ декора интерьеров был очень модным в России Xviii века. Вместе с формальной задачей иллюзорного расширения пространства плафоны нередко выполняли и панегирические функции - прославляли хозяев дома.
В верхней части плафона танцевального зала изображена кибела - мать богов в древнегреческой мифологии. Она едет по облакам в колеснице, запряженной львами. На облаках в окружении путти (ангелочков) восседают покровитель искусств Аполлон и муза истории клио с раскрытой книгой. В центре нижней части композиции представлен обелиск как символ незыблемости, на который опирается герб рода шереметевых, поддерживаемый богиней мудрости Афиной. Крылатая богиня славы Ника готовится возложить графскую корону на герб, а рядом с юной богиней молвы фамой, изображенной на картине с двумя трубами, расположилась Фемида - богиня правосудия, которая попирает фигуры божеств зависти и раздора.
Смысл аллегории, который должны были уяснить гости усадьбы, таков: род шереметевых, покровительствующий искусствам, навсегда останется в истории, и о нем, не уставая, будет трубить молва. А мудрость и добродетель рода, попирая пороки, сохранится в веках.
"Особливая" круглая беседка.
Исторический облик Кускова составляют деревянный дворец, парковые павильоны и регулярный парк. Наряду с сохранившимися постройками в Xviii веке на территории усадьбы находились разнообразные архитектурные "Затеи", о которых мы можем судить , внимание, только по картинам, гравюрам и чертежам того времени. Гравюра "Проспект Особливой Круглой Беседки на Канале в Конце Кусковского Сада", созданная французским мастером П. Ф. Лораном в 1771-1774 годах, хранит образ утраченного бельведера (от итальянского Bello Vedere - "прекрасный вид".
Легкий нарядный павильон для обозрения кусковских видов предназначался. Фасады его были разделены сдвоенными пилястрами, арочный фронтон над входом украшал картуш с вензелем графа Петра Борисовича шереметева - PS. Сквозь два ряда окон свет беспрепятственно попадал в павильон. Перекрытие бельведера было выполнено в виде купола, покоящегося на сложном восьмигранном барабане с круглыми окнами. Павильон украшала балюстрада с вазонами и скульптурой, установленная по краю карниза.
Портрет фельдмаршала шереметева.
Самая курьезная из картин кусковского собрания - "Портрет Фельдмаршала Графа Бориса Петровича Шереметева" - создана П. Г. Красовским в 1748 году. Красовский, известный из документов Xviii века как "Живописец Блафонов и Тупых Мест" (то есть художник, создающий потолочные картины - плафоны и картины - обманки для тупиковых аллей регулярного парка), был своеобразным художником - декоратором. Написанный им портрет графа немного неуклюж - у Красовского явно были проблемы с изображением анатомически правильного тела, особенно в сложном ракурсе. Как нередко происходило в то время, в процессе создания портрета художник просто скопировал композицию с имевшейся у него гравюры и вписал туда голову шереметева. Сложно сказать, кто был представлен на гравюре, но она воспроизводила одну из работ французского мастера парадного портрета гиацинта Риго.
В национальном музее Стокгольма хранится портрет шведского короля карла XII работы Риго. На нем король представлен в той же позе, на сходном фоне, с теми же атрибутами и даже в точно таких же латах с маскароном в виде Льва, что и шереметев на портрете Красовского. Вероятно, заказчик, сын фельдмаршала граф Петр Борисович шереметев, не знал о существовании портрета шведского короля, иначе вряд ли одобрил бы изображение отца в доспехах его главного противника периода северной войны.
Бюст карла XII.
Гипсовый бюст шведского короля карла XII был создан в 1747 году французским скульптором и декоратором Жаком - Филиппом бушардоном, работавшим в Швеции. В усадебных описях бюст впервые упоминается в 1774 году. Согласно документу он размещался в оружейной палате кусковского дворца на столике, покрытом красным сукном.
Интерес владельца усадьбы графа Петра шереметева к карлу XII был обусловлен желанием сохранить память о событиях северной войны и противостоянии своего легендарного отца и его коронованного противника. В усадьбе также хранились трофейное седло королевского коня, акварельный и масляный портреты карла XII.
В скульптуре бушардону удалось выразить силу духа короля - воителя. Контрапост вскинутой головы и туловища, а также продолжающий движение головы взгляд придают фигуре динамику и наполняют образ внутренней энергией, присущей характеру молодого монарха. Качества, которые раскрываются в фигуре через намеки и ассоциации, в полной мере представлены в пластической проработке лица короля. Скульптурный портрет настолько впечатлил швейцарского писателя, богослова и поэта Xviii века Иоганна Лафатера, что он включил его описание в свое "Эссе по Физиогномике":
"Насколько же он далек от любого проявления робости … какой дух царственности можно проследить во всей нижней части лица! Правда, мастер, чтобы работа была идеальна, считал необходимым смягчить этот резкий и несгибаемый характер; но в целом он все-таки прослеживается, особенно в бровях … он открыт, мужественен, быстр, стремителен в действиях, не тратит время на слова".
Стол для хранения нот и гравюр.
Один из шедевров коллекции мебели музея - усадьбы - стол для хранения нот и гравюр, выполненный мастером Никифором Васильевым в 1770-1780-е годы. На столешнице представлена панорама усадьбы, заимствованная с гравюры французского художника Пьера Лорана. Изображение так называемых старых хором (первого двухэтажного кусковского дворца) здесь заменено на ныне существующий дворец.
Васильев работал в мозаичной технике маркетри, собирая рисунок из фрагментов дерева разных пород. Он детально изобразил не только дворец, но и все парковые павильоны, постройки парадного двора, за исключением колокольни, которая была возведена позже, в 1792 году. Стол - единственная подписанная работа Никифора Васильева.
Комод французской королевы.
Еще один раритет мебельного собрания музея - комод из малого трианона, небольшого дворца французской королевской резиденции в Версале. Он был создан мастером Фердинандом швердфегером по заказу королевы Марии - Антуанетты в 1788 году. Ручки комода, выполненные в виде собачьих маскаронов (декоративных элементов в форме головы животного или человека) с кольцами - плетенками, - отражение моды того времени и личного вкуса королевы.
В 1793 году обстановка трианона была продана в Париже, а затем экспортирована в Гамбург. Как комод оказался в московском музее фарфора, откуда вместе со всеми коллекциями в 1932 году попал в Кусково, неизвестно.
Каскад в сен - клу.
"Вид Каскада в Сен - Клу" - одна из шести гравюр в коллекции музея с видами королевских резиденций Франции, созданных аугсбургским мастером Xviii века Мартином энгельбрехтом в 1730-1750 годах. Произведение, отличающееся высоким уровнем исполнения, является примером мастерской фальсификации.
С 1730-х годов французский график - пейзажист первой половины Xviii века Жак Риго работал над серией "Королевские Дворцы, Замки и Дома Парижа и его Окрестностей", насчитывавшей более 130 листов. Эти произведения были очень популярны среди просвещенной европейской публики. По всей видимости, в мастерской энгельбрехта копирование листов этой серии воспринималось как коммерчески успешный проект, при этом вопрос этики - указание на листе автора оригинала - уже не стоял.
Французский мастер, который нес убытки от такой неофициальной деятельности коллег, мог только сетовать и предупреждать своих покупателей со страниц популярного журнала Mercure de France:
"Господин Риго Только что Добавил к Своему"альбому видов и перспектив королевских резиденций" два новых вида замка сен - маур, принадлежащего его высочеству монсеньору принцу конди. Все эти виды, а их около ста двадцати, прекрасно подходят как для внимательного и подробного изучения, так и для украшения кабинетов. Продавцы эстампов, торгующие подделками этих видов, выдают их за оригиналы. Чтобы не быть обманутым, обращайтесь к самому господину Риго. В настоящее время он проживает на улице сен - Жак напротив колледжа плезис".