Тема неба и облаков, земли и небожителей.
В посте ниже три картинки. Камера дельи спози ( "Брачный Чертог") в мантуе, палаццо Тарасовых на патриарших прудах и бывший ресторан казанского вокзала.
1. круглый плафон - это из "Камеры Дельи Спози" Андреа Мантеньи. 15 век. Тут вс символично и многомерно. Как и должно быть в ренессансе. Окулюс с земли в небо с облаками. Матрона и служанка - африканка, девушка с гребнем рядом с подругами - мотив утра жизни. Мальчики - путти резвятся, порой опасно, на художественных работах
. У одного венок в руках, другой балансирует, третий голову просунул сквозь балюстраду и не может вытащить, у четвёртого яблоко в руках - возможный намёк на суд париса, яблоко раздора и грядущую троянскую войну. Сверху на нас смотрит павлин - один из атрибутов богини Геры, жены зевса и покровительницы семейного очага. И кадка с апельсиновым деревом (символ плодовитости), которая может упасть, если убрать перекладину, но пока не падает.
2. квадратный плафон в особняке Тарасовых на патриарших прудах (1911. Создан по мотивам Андреа Мантеньи, но вместо круга всё вписано в стилизованные крестовые своды нового времени художником Игнатием нивинским. Тут уже на нас сверху вниз смотрят не матроны со служанками, а, скорее, нимфы или просто прекрасные девушки. Драматизма поменьше чем у Мантеньи, но смотрят с любопытством. Мальчики - путти меньше двигаются и больше позируют, а перекладина и кадка с апельсиновым деревом на своих местах.
3. плафон казанского вокзала (1934) - работа Евгения лансере, художника из клана Бенуа и мастера дореволюционной монументальной живописи. Интересно, что он тоже работал в "Итальянском" особняке Тарасова с Игнатием нивинским и создал в кессонах потолка большой гостиной составное панно, посвящённое подвигам Персея. К 1917 году для сводов бывшего ресторана казанского вокзала лансере придумал эскиз центрального плафона на тему "Ворота на Восток" (главный мотив интерьеров. После 1917 года концепция сменилась с поправкой на соцреализм, и в барочной дырке в небесах возник оксюморон, где красные флаги органично сочетаются с тотальным равеством - братством на фоне почти расстрелиевских интерьеров и зеркал. Здесь могли бы отражаться люди и ангелы, олимпийские боги и античные герои, но в отсутствие прежних тяготений, мистерия превратилась в горизонтальную демонстрацию вникуда с дирижаблем и самолётами в облаках.
Тема дерева - сквозной мотив от Андреа Мантеньи до казанского вокзала. Похоже, что это было очень важно для Евгения лансере. Дерево, которое укоренилось, но всё равно стоит на вечном обрыве с ветвями, которые тянутся к небу.