Зеленый хрусталь люстры в старинном интерьере.
Исторический прототип строфы Александра блока: ". И дразнил зеленый зайчик в догоревшем хрустале".
Некоторые любопытные детали быта старых петербургских квартир настолько изгладились из памяти, что порой остались только в стихотворениях того времени. Вот и у Александра блока есть стихотворение 1907 года, вошедшее в цикл "Снежная Маска":
А под маской было звездно.
Улыбалась чья-то повесть, короталась тихо ночь.
И задумчивая совесть, тихо плавая над бездной, уводила время прочь.
И в руках, когда-то строгих, был бокал стеклянных влаг.
Ночь сходила на чертоги, замедляя шаг.
И позвякивали миги, и звенела влага в сердце, и дразнил зеленый зайчик.
В догоревшем хрустале.
А в шкапу дремали книги.
Там - к резной старинной дверце.
Голый мальчик прилепился.
На одном крыле.
"Голый Мальчик" - это латунная накладка на замочную скважину книжного шкафа в виде амура, который в наши дни стоит в музее - квартире поэта в доме на пряжке.
"Зеленый Зайчик" в хрустале - это не просто поэтический образ, а реальный объект. Скорее всего, у блока в квартире на лахтинской, 3, где он написал "Снежную Маску", была люстра (или бра) с зелеными хрустальными подвесками (среди вещей поэта до нашего времени она не дошла.
Нам удалось отыскать прототип - старинную люстру, произведенную около 1900 года, в интерьере бывшего кабинета квартиры купца первой гильдии, домовладельца Н. кошеверова (ул. Чайковского, 69. До середины 1930-х годов в квартире проживала дочь домовладельца - известная кинорежиссер надежда кошеверова.
Люстра подвески и бусы из зеленого хрусталя имеет.
Производители хрустальных люстр часто делали некоторые подвески цветными: желтыми, розовыми, синими. Но зеленый цвет самым популярным был.
Мы попытались сфотографировать люстру и зеленые подвески в разных проекциях - но так, чтобы "Зеленый Зайчик" из чарующего стихотворения блока по-прежнему "догорал" бликами своих граней.