Ярославская майолика? Роспись по керамике в традициях русского рисованного лубка, основанная на переработке архаичной скульптуры.
Секретами изготовления майолики люди владели с глубокой древности. Такие керамические изделия из обожженной красной глины (отходов фаянса) покрывали непрозрачной глазурью и раскрашивали огнеупорными красками. Первые мастера по изготовлению резных изразцов были родом из Ирана, Египта и вавилонии. Затем мастерство переняли и улучшили европейские ремесленники
. По одной из версий, название разновидности керамики произошло от фамилии французского скульптора и художника Аристида майоля, прославившегося на весь мир своими глиняными шедеврами. По другой - от названия острова мальорка (майорка), с которого генуэзцами в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты. Именно они и послужили прототипами в опытах дальнейшего создания майолики.
Расцвет производства майолики в России начался в Xvii - Xviii веках, после того, как в эпоху правления Петра I ее завезли в страну итальянцы и голландцы. Один из крупных центров по созданию майолики - город Ярославль, известный как крупный центр декоративно - прикладного производства. Созданные в нем поливные изразцы украшают не только интерьеры домов, но и выгодно подчеркивают архитектурный стиль и убранство церквей.
Традиции лепного и гончарного промысла зародились в городе благодаря содержанию в местной почве большого количества красной глины. На готовое изделие наносится два слоя глазури. В первый слой добавляется олово, во второй - свинец, который придает глянец. Майолика, помимо изобретательного воображения творца, требует исключительной ловкости рук. Поскольку роспись изделий проводится по сырой глазури, которую покрывают после обжига, любая неточность может испортить замысел. Зачастую художнику - керамисту приходится работать с оглядкой на предыдущий опыт или вовсе вслепую, так как после обжигания цветовая палитра меняется. Всевозможные расцветки возникают из-за окиси металлов, содержащихся в краске. Благодаря высокой температуре обжига открываются возможности использования насыщенной цветовой гаммы эмалей и глазурей, с помощью которой изделия приобретают колорит и переливаются на свету.
В XIX веке среди состоятельных ярославцев и знатных купцов пошла мода создавать интерьеры домов в майоличном стиле. Великолепную роскошь могли позволить только зажиточные горожане, остальные довольствовались более доступными по цене кувшинами, вазами или фигурками животных.
Экспонаты древней майолики - декоративные панно, расписная посуда и статуэтки - широко представлены в экспозициях художественных музеев. Помимо керамики, стиль майолики нашел отражение в картинах русских живописцев серебряного века, среди которых М. а. Врубель, в. М. Васнецов, а. я. Головин и с. в. Малютин.
Ярославцам до сих пор удалось не утратить древнее мастерство. Они в точности передают навыки умельцев прошлого, а также продолжают развивать и совершенствовать свое ремесло. В наши дни экологически чистая техника майолики отличается большей прочностью и современным дизайном.
Мастерская ярославской майолики Натальи Павловой и Евгения Шепелёва - единственная в России, которая специализируется на выпуске поливного изразца из керамики в стиле старых ремесел. С их помощью техника майолики нашла свое отражение в современной глиняной игрушке. В технике майолики изготовляются наличники, декоративные панно и даже монументальные скульптурные изображения. Все выпускаемые изделия - это ручная работа, отличающаяся оригинальной росписью, украшенная лепниной или ажуром.
Среди туристов и гостей город Ярославль прославился сувенирными игрушками, выполненными в стиле майолики. Особенно популярны керамические елочные украшения, колокольчики, подсвечники, шкатулки и декоративные вазы.
Источник - www. Culture. ru народное_искусство@Russkaja_Odezhda народный_промысел.