Сказка о художнике.
Василий Перов (2 января 1834 - 10 июня 1882).
Жили в деревне старик со старухой. Однажды они сыну в город посылку отправили. Положили туда соленых опят, землянику в сахаре и кочан капусты со своего огорода - самый большой и кудрявый. Когда сын и его жена стали вынимать кочан капусты, вдруг услышали непонятные звуки: "Ау - у. уа - а.". Сняли они с капусты верхние листья, а в середине кочана - малыш!
Они назвали его Васенькой. Когда Вася немного подрос, его отдали в детский сад. Там дети не только играли и гуляли, но и слова иностранные учили, и задачки с примерами решали. Папа каждый день говорил Васе:
- будешь хорошо учиться - тебя примут потом на хорошую работу. Станешь делать важные расчеты, и получится из тебя дельный человек.
"А мне нравится не цифры считать, а птичек кормить и ничейных собак, и котят, - грустно думал Вася. - еще мне интересно угадывать, на что похожи облака. Видно, не получится из меня дельного человека.
И решил Вася: "Чтобы не Расстраивать Маму с Папой, я Лучше Маленьким Останусь".
Когда мама с папой заметили, что Вася перестал расти, они стали водить его к врачам.
- очень сложный случай, - качали врачи головами.
В соседней квартире жил старенький доктор. Увидев, как Вася угощает котят у подъезда колбасными шкурками, доктор сказал:
- котят любят многие дети, а вот еду им вынести не догадываются. Кем ты будешь, когда вырастешь?
- а я не вырасту, - признался Вася. - я не хочу быть большим.
- жаль! - огорчился доктор, - человек с добрым сердцем может и людям помочь, и зверушкам, и растениям. Из тебя получился бы дельный человек.
- дельный человек, - смутился Вася, - это который хорошо считает.
- дельный - тот, кто дело свое дело знает и любит! Доброе дело. Пойдем - ка, я кое-что подарю тебе.
В комнате доктора от пола до потолка высились полки с книгами. Он достал одну и протянул Васе:
- держи. В этом альбоме картины художника, который всех на свете любил и жалел: и ребятишек, и стариков, и животных. Береги этот альбом, он с секретом.
- с каким?
- тебе этот секрет сам раскроется, - загадочно ответил старый доктор. - посмотри альбом, а я чайку нам согрею.
Вася присел на диван и стал рассматривать подарок. На обложке было написано: "Художник Василий Перов".
"Имя как у меня! " - подумал Вася, раскрыл альбом и увидел спящих детей. Лежали они прямо на полу, вместо простынки какая-то тряпочка, но как же славно они спали: носик к носику. У девочки на шее бусики. Вот бы закрыть босые ноги сестренки своей курткой! Около девочки высокая корзина, полная крутобоких яблок и пахнущая сладко - сладко - как у бабушки и дедушки в деревне.
Он перевернул страницу альбома и опять вспомнил деревню. На их тихой речке плавали такие же красивые кувшинки, как на этой картине. А усатый рыболов в шляпе и круглых очках - точь-в-точь дедушкин сосед, учитель в деревенской школе. Добрый и чудной: похвалил Васю за то, что освободил маленький клен с крохотными.
Ладошками - листочками от сухой коряги, пригнувшей деревце к земле.
Рыболов на картине Перова тоже очень добрый и немножко смешной: cмотрит на удочки азартно, словно мальчишка!
"Дельный - кто Дело Свое Знает и Любит", - вспомнил Вася. Старый рыбак, конечно, знает свое дело.
И птицеловы, притаившиеся в густом лесу, тоже знают: дед свистит в свисточек - манок, приманивает птичку, а внук внимательно смотрит, что дед делает, учится у него. Потом они поедут на птичий рынок, и люди купят у них птиц для своих детей. Недавно Васе читали историю, как к больной девочке привели в гости слона, и девочка так обрадовалась, что от радости выздоровела. А какого-то другого ребенка обрадует птичка.
- "О - хот - ни -ки на при -ва- ле", - прочитал Вася название еше одной картины Перова.
- вот бы узнать, о чем они говорят! Старший охотник, рассказывает что-то очень опасное и страшное. Как он провалился к медведю в берлогу или как дрался с волком. Но он оказался смелым, ловким и победил всех зверей! Молодой охотник так увлекся его рассказом, что даже про свою папиросу забыл. А третий слушает и почему-то смеется. Почему?
- потому что я господ - охотников уж не первый год на охоту вожу - ямщик я! - подмигнул вдруг Васе третий дяденька. - многие охотники что дети малые, приврать любят.
Вася тряхнул головой, протер глаза: слышал он голос ямщика - или показалось? Показалось, наверное.
А кто этот старик в высоком темном кресле? Волосы и усы с бородой седые, лицо худое и узкое. Словно свет идет от этого старца с картины Перова - теплый свет, мерцающий.
- вы не знаете, кто это? - спросил растерянный Вася, когда доктор вошел в комнату.
- это Владимир Иванович даль, человек удивительный. Он так много сделал для нашего русского языка, что сравнить его можно разве только с Пушкиным. А ты знаешь.
Пушкина, тебе читали его сказки?
- конечно, - ответил Вася. - я и сам читать умею.
- даль и Пушкин однажды даже путешествовали вместе.
- а как вы думаете, - тихо сказал Вася, - могут картины с человеком разговаривать?
- могут, - серьезно ответил старый доктор. - например, два автопортрета Василия Перова о столь многом мне рассказывают, что я и передать, пожалуй, не сумею. На первом портрете семнадцатилетний мальчик. Какие чистые, ангельские глаза. И не подумаешь, что детство было деревенским, небогатым, непростым. А на втором.
Автопортрете он известный художник, профессор московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но сколько печали в глазах!
Доктор задумался о чем-то. Казалось, он разговаривал сам с собой, но Вася слушал его очень внимательно.
- всей жизни Перова оказалось неполных полвека, но душа художника и после его смерти живет в картинах.
Когда Вася пришел домой, папа уже вернулся с работы. Он сказал, что поедет завтра в деревню - проведать бабушку с дедушкой.
- и я с тобой!
Но папа ответил, что детский сад пропускать не годится. Вася расстроился, но потом кое-что придумал. Утром он попросил папу передать бабушке альбом перова. Папа положил альбом на заднее сиденье машины и повез Васю в садик. Открыв дверцу машины, Вася еще разок посмотрел на картину "Спящие Дети". Папа немного удивился, как быстро сын вбежал в сад - даже входная дверь не скрипнула.
Бабушка с дедушкой, встретившись с папой, и обрадовались, и огорчились: им хотелось повидаться с внуком. А потом они открыли альбом Перова, и бабушка, увидев картину "Спящие Дети", сказала:
- как славно спят - то эти ребятишки. А младший - ну прямо наш Васенька.
И только она назвала имя - тут же проснулся Вася, потянулся. И выскочил из картины.
Через два дня пришло время уезжать из деревни. И тут Васин папа заметил, что сын вырос за два этих дня на целых два сантиметра! Папа был так рад, что оставил Васю у бабушки и дедушки. На все лето! И Васю часто брал с собой на рыбалку дедушкин сосед - старый добрый деревенский учитель в круглых очках.
Светлана Валерьевна Винокурова. Сказка о художнике и волшебном альбоме. Василий Григорьевич Перов.
Василий Григорьевич Перов родился 2 января 1834 года в Тобольске, в семье прокурора Г. к. криденера, просвещённого и свободомыслящего человека, который впоследствии за своё свободомыслие должен был оставить казённую службу, что отразилось на материальном положении семьи.
Детство и юность перова прошли в нужде. Поскольку Перов был внебрачным сыном криденера, ему была дана фамилия крестного отца - Васильева, а позднее дьячок, который обучал мальчика первоначальной грамоте, за его каллиграфические способности дал ему прозвище Перов, ставшее официальной фамилией художника.
Видя художественные способности сына, родители после окончания им арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу.
В 1853 году поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1856 году получил малую серебряную медаль, в 1858 году - большую серебряную медаль за картину "Приезд Станового на Следствие", в 1860 году - малую золотую медаль за картины "сцена на могиле" и "сын дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 году - большую золотую медаль за "проповедь в селе".
Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже.
В 1866 году Перов получает степень академика; а в 1870 году он становится профессором.
В 1871 - 1882 годах Перов преподавал в московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н. а. Касаткин, с. а. Коровин, М. в. Нестеров, а. П. рябушкин.
В то же время Перов примыкает к товариществу передвижных художественных выставок.
В 1870-е годы художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов - таковы портреты.
А. Н. Островского (1871), Ф. М. Достоевского (1872) и др.
В конце творческого пути Перов к русской истории обращается. "Суд Пугачева", "Никита пустосвят. Спор о вере". Василий Григорьевич Перов умер 10 июня 1882 года в Кузьминках (под Москвой. Валентина георгиева журнал "Культурная Столица".