Портрет в квартире героини "Служебного Романа": история картины.
Эльдар Рязанов в фильме "Служебный Роман" на самом видном месте в квартире Людмилы Прокофьевны повесил картину, на которую невозможно не обратить внимание.
Давайте мы попробуем разобраться, как, по замыслу режиссера, эта картина должна дополнить, раскрыть, глубже понять образ Калугиной или это цветовое пятно, картина и картины, которую не нужно наделять каким-то скрытым смыслом и уделять ей большое значение.
Фильм "Служебный Роман" по праву можно успешным считать. Его посмотрел в кинотеатрах практически каждый первый гражданин союза, а некоторые даже не по одному разу. Фильм получился душевным, смешным и трогательным. Авторы его сценарий узнаваемыми персонажами наполнили. Практически в каждом женским коллективе до сих пор можно встретить свою Людмилу Прокофьевну, Шуру и даже Новосельцева.
Но вернемся в картине. Стоит отметить, что режиссер не только разместил портрет в интерьере квартиры одинокой женщины, но и сделал его доминирующем элементом композиции. Очень запоминающимся и узнаваемым для посвященных.
Картина под названием "Девушка в матроске" амедео модильяни известна. Картина написана в свойственной манере автора, - у девушки на портрете невероятно длинная шея и специфические, непрописанные глаза без зрачков. Кажущаяся небрежность, не лишает ее легкости и задушевности. Брови очень тонкие, продолговатое лицо и легкий наклон головы.
Картина "Девушка в Матроске", Амедео Модильяни, 1918 год. Музей метрополитен, Нью-йорк, США. Ее можно назвать удачей автора, шедевром. У каждого великого художника есть своя джоконда, - вершина творчества. "Девушку в матроске" можно назвать одной из таких вершин!
Модильяни, несмотря на короткую жизнь, написал много картин, 90% из которых портреты. Осмелюсь сказать, не все из них "Просятся на Стену", не всеми хочется любоваться изо дня в день без эффекто приедания. Кстати сказать, все картины мастера можно найти в интернете, даже те, что навсегда утрачены или место нахождения которых неизвестно.
Бытует устойчивое мнение, что на портрете изображена 22-летняя Анна Ахматова. Во время своего медового месяца в Париже в 1910 году она познакомилась с Амедео Модильяни. Также Анне Ахматовой приписывается короткий, но бурный роман с пылким художником. Хотя она в своих воспоминаниях о Модильяни ничего подобного не пишет.
Специалисты угадали черты Анны Ахматовой более чем в 10 портретах, хотя это скорее предложение. Она, в свою очередь, посвятила множество своих стихов лирическому герою, в которых при желании можно разглядеть Модильяни. При очень большом желании.
Однако есть и другое мнение, что на картине "Девушка в Матроске" изображена вовсе не Ахматова. Многие не видят сходства. Хотя искать сходство с портретируемы у Модильяни? Это задача не из простых. Да и по датам не сходится, так как произведение было написано в 1918 году.
По одной из версий, на ней изображена Жанна эбютерн, неофициальная жена Модильяни. Их отношения начались в 1917 году. Но даже если учесть, что Модильяни был далек от реалистической подачи образов и его портреты имеют косвенное сходство с моделями. Всё портреты его Жанны похожи и узнаваемы. Именно портреты похожи, на мой взгляд сходства с самой Жанной нулевое! Хотя утверждение - "я художник - я так вижу! " Никто не отменял! Здесь этой схожести нет.
На мой взгляд - на картине изображена мари фере, девушка - служанка. Об этом говорят и данные музея метрополитен в Нью-йорке, где и находится этот портрет. И написаны эти работы в один год.
Мари фере присутствует и на другой картине художника, которая называется "Юная Служанка".
Картина "Юная Служанка" (La Jeune Bonne), Амедео Модильяни, 1918 год.
Хотел ли Эльдар Рязанов, помещая работу Модильяни в квартире своей героини сказать, что Людмила Прокофьевна - тонкий ценитель искусства. Наверное такая задумка была.
По сюжету мы знаем, что Людмила Прокофьевна принципиально одинока, она исключила подруг, а с ними друзей и каких-либо привязанностей из своей жизни. Красоваться, подобно Самохвалову, своим изысканным вкусом ей было незачем. Скорее всего, для Людмилы Прокофьевны девушка на портрете была своим человеком. И в глубине души она такая же: грациозная, возвышенная с добрым лицом, тонкими бровями и подернутым дымкой взглядом.
А как вы считаете, эта картина характеризует героиню фильма или, как сказано в одном мультфильме, "Дыру на Обоях Закрывать"?