Петроградская сторона - Париж в миниатюре.
Её интенсивная застройка началась в 1890-х гг. буквально за два десятилетия из городского придатка - постскриптума (P. S. ) петроградская сторона (П. с. ) превратилась в мини - город, который облюбовали состоятельная богема, приверженцы Бахуса (а впоследствии - партийные руководители, народные артисты и новые буржуа
. Свежие впечатления от поездки в Италию, а также многолетнее изучение британского зодчества дали архитектору белогруду тот необычайный творческий взлет фантазии, который помог воплотить проект "Дома с Башнями" ( номер 35 а / 75.
Каменноостровский - первый проспект, нарушивший державную идею "Строгого, Стройного Вида". Он явился, как безответственный хлыщ, сотворенный лучшими архитекторами северного югенд - стиля, такими как лидваль, щуко, шауб, Гоген, белогруд. Изменился не только фасад, но и внутреннее убранство дома. Внизу устраиваются механические прачечные, подводится паровое отопление, "Кишечник" коридоров промыт и заменен светлыми холлами. Общей тенденцией становится социальная однородность, стремление к оптимальному внутреннему устройству. Отныне типичный дом состоит из 30-70 квартир - удобное число для создания кондоминиума. В "Новом" доме апартаменты равноценными по всем этажам становятся. Внутри зданий проектируются подходящие для парковки дворы. Еще в первой половине ХIХ века в "Среднем Течении" нынешнего каменноостровского проспекта была запланирована площадь (сейчас названная именем Льва толстого), но пока здесь перманентно располагаются полковые казармы, слободские домишки; поблизости находятся огороды "мучных королей" братьев Башкировых.
Только в 1909-10 году, вдоль продолженного до реки карповки большого проспекта, а также петропавловской улицы, которая замкнула кольцо трамвайных путей, началась застройка. Пространство более чем на десяти участках одновременно преображалось.
Получив в 1908 году специальное разрешение государственной думы, Карл Иванович розенштейн приступил к строительству двух домов для себя по своим же проектам. Деньги розенштейн брал у крупных банкиров, которые понимали, что будущий архитектор доходных домов сумеет вернуть их с процентами. Выходец из Одессы, выпускник петербургского института гражданских инженеров, разработчик морских приборов, преподаватель физики и механики, проектировщик и просто замечательный человек, Карл Иванович за два года смоделировал основу будущего ансамбля … (много лет спустя, в день, когда газеты опубликуют сообщение о прорыве блокады, документалисты сфотографируют на невском пожилого ленинградца, с радостным волнением читающего газету. Им окажется розенштейн. ) Уже завершилось возведение стен, когда он предложил художнику - архитектору Андрею Ивановичу белогруду (1875-1933) переделать фасады обоих домов. В это время белогруд работал в фирме Е. и. гонцкевича, увлекаясь неоклассицизмом, неоготикой и модерном, и к моменту предложения изменить ансамбль домов, начатых розенштейном, только-только завершил строительство собственного дома (каменноостровский, 112), где жил до своей смерти.
Первый дом, к которому приступил белогруд, в современной напоминает архитектуру флорентийских зданий, что не характерно для Петербурга. Иногда его называют "Домом с Фигурами".
Во время работы над "Домом с Фигурами" белогруду посчастливилось ненадолго съездить в Италию. Свежие впечатления от поездки, а также многолетнее изучение британского зодчества дали ему тот необычайный творческий взлет фантазии, который помог воплотить проект "Дома с Башнями" ( номер 35 а/75. Перед архитектором стояла сложная эстетико - математическая задача. В "Наследство" от розенштейна ему перешел несколько аморфный остов здания, по углам которого на площадь были вынесены бельведеры - к тому времени уже "недопустимо традиционные". Кроме того, в объем здания было включено громоздкое четырехэтажное строение, чуждое всей картине в целом. Таким образом, предстояло создать исключительный, резко выделяющийся дом, который должен был отличаться особенной броскостью, выгодной для эксплуатации его как дома доходного.
В случае если розенштейн увлекался новейшими технологиями, то белогруд - средневековьем. Его облик - это плащ, кожаные краги и неизменная фетровая шляпа с полуопущенными полями. Его Италия - это замок святого ангела, палаццо веккио и площадь святого марка, а не Виктор - Эммануил на коне и его окружение, воплощающее дурновкусие и пошлость упадочной архитектуры Италии. Белогруд решил не прибегать к паллиативным мероприятиям. Банальные бельведеры превратились в полнозвучные башни - увлеченный средневековыми мотивами, архитектор сумел создать совершенно оригинальную композицию по аналогу башен замка Maxstoke в английском графстве Warwickshire. Будучи симметричными и шестигранными, они вздымаются выше основного массива здания и ежесекундно приковывают к себе тысячи взглядов - ведь прохожие, следующие по большому проспекту, просто не в силах смотреть куда-либо еще, кроме как на этот чудный замок, увенчивающий проспект! В одной из башенок суждено было "Закрепоститься" биллиардной, во второй - кабинету владелицы верхней квартиры. Большое внимание архитектор уделил прорисовке деталей здания, в особенности - орнаментике балконов, стрельчатых арок и окон. Очертания оконных проемов различны: это и циркульные, и круглые, прямоугольные, и двойные полуциркульные, разделенные тонкими ордерными колоннами …. Эффект фасадов подчеркнут их окраской в цвет песчаника для стен и в коричневый - для деталей.
Любовь, с которой автор относился к постройке, проявлялась в каждом клочке бумаги, относящемуся к проекту - множество исчерченных карандашом фотографий, сделанных с каркаса здания … "Архитектор Построенного Эскиза", - так называли белогруда современники. И действительно, поскольку строительство осуществляли сам владелец дома и его единомышленник, здание возводилось сверхпрочным, с повышенным уровнем инженерного оснащения, и оказалось живописнее во сто крат. Правда, не все современники на "ура" приняли подобный art Nouveau. Г. к. лукомский пишет в своей книге "Современный Петербург - 1900-1915":"мы видим, что по проекту одного и того же способного и культурного зодчего строятся неподалеку друг от друга (на углу большого и каменноостровского проспектов) два рядом стоящих здания - в разных стилях, без соответствия в отношении гармонии масс - нет элементарного для любого "европейского" города правила".
Так или иначе, основная ценность работы белогруда - в стремлении уйти от точного копирования образцов прошлого, от рутинерского, казенного отношения к архитектурному творчеству. Кроме того, следует помнить, что представленный ансамбль - практически единственная крупная работа архитектора (есть еще несколько построек на петроградской стороне, в том числе неоднозначный "Спортинг - Палас".
Дом, обращенный фасадом на площадь Льва толстого, имеет боковые фасады: на ул. Л. толстого (д. номер 2) - был неудачно закончен в 1936 году и на большой проспект (д. номер 75. Первый этаж высокий, имеет стрельчатые витрины. До революции в нижнем этаже здания размещалось управление городских железных дорог; с 1921 года - кинотеатр "Элит". Его интерьер был также выдержан в средневековом духе: с двух сторон от экрана стояли рыцари в латах и доспехах. Интимность небольшому партеру - и ложе в конце ее - придавали черные бархатные портьеры, расшитые золотом. В оркестровой яме стоял рояль, на которой тапер аккомпанировал волнующим мелодрамам начала века. Далее место на первом этаже последовательно занимали кинотеатры "Конкурент", "резец" и, наконец, с 1930 - "арс" (небольшой, на 248 мест и входом с улицы Л. толстого) - закрыт в 1972 году. В 50-х гг. как памятник архитектуры дом взят под государственную охрану. В 1978 году первый этаж капитально переделан под театральное помещение.
Нынче же в здании размещается блистательный театр "Русская Антреприза" им. Андрея Миронова, где проводятся прекрасные спектакли, выдержанные в лучших традициях рафинированного искусства. Интерьерам театра можно посвятить отдельную статью. Своеобразным символом театра стал висящий ребром вниз кубик для игры в кости, с которого вот-вот соскользнёт бархатная капелька крови ….
Автор текста: Всеволод иматович.
Фото моё от 09. 08. 2024 - здесь: санкт-петербургский театр имени Андрея Миронова.