Это вид из окна дома, которому больше ста лет.
Дома в дагестанском селении чох.
Чтобы добраться до него из Махачкалы, в 19 веке нужно было двое суток идти пешком. Еще и останавливаться по дороге, чтобы переночевать в горах. На чохском кладбище есть могила мальчика из семьи, где кроме него было пять дочерей, на ней камень с надписью "Единственному Сыну". Он учился в темир-хан-шуре, шел домой на каникулы, переночевал в пути, застудил почки и умер. А антибиотиков тогда не было ….
Сейчас до чоха три часа - если на джипе. Все вверх и вверх. Все дальше от города и все ближе к облакам.
В этом доме есть комната, которую расписал неизвестный художник. Твердая рука, удивительные цвета, обратная перспектива. Явно большой талант. Кто он был? Куда делся? Никто не знает.
В доме много комнат, сохранились деревянные двери и ставни с резьбой. Этот дом построил Гарун хаджи. "Он был прекрасным человеком, сирота, который из нищеты выбился в самого богатого человека села. Трудяга", - написала Патимат тахнаева.
Здесь когда-то кипела жизнь, готовилась еда, на веранде сушились подушки, в комнатах лежали ковры, бегали женщины, качались колыбельки, сидели мужчины. А внизу мычали коровы и блеяли овцы. Теперь давно тишина. Но воздух и стены будто состоят из вещества того времени - "Конец ХIX - Начало XX Века", будто его законсервировали и его еще можно потрогать, его еще можно вдохнуть.
Последние десятилетия дом подолгу стоял пустой, в некоторых окнах не было стекол, и роспись на стенах - в голубином помете. Толстым слоем он покрывал и пол на веранде, но Клара его оттерла и покрасила рыжей краской. Клара Власова - 90-летняя художница, нынешняя хозяйка дома. Она называет автора настенной росписи "Чохским Пиросмани".
Денег на остекление веранды у нее не хватило и поэтому все затянуто непрозрачной полиэтиленовой пленкой. Ни пейзажа, ни кислорода. В большой комнате стоят две кровати, две табуретки, венский стул (он же стол) и Кларин мольберт. Все. В маленькой комнатке с очагом - есть старый шкаф темного дерева с большим мутным зеркалом в пятнах. Дверка не скрипит и не открывается. Еще три больших комнаты в глубине дома совсем пустые - в них земляной пол и нет сил убраться. К нижнему этажу сосед пристроил покрытый шифером сарай, чем перекрыл окна.
Но с верхнего этажа видна вся эта красота, этот классический дагестанский горный пейзаж - картина с зарубками вечности и приметами прежнего уклада жизни. Они становятся все более прозрачными, эпоха отступает как море - прямо на глазах, покрывается пометом нового времени, теряется вдали. Гаснет.
Террасы, которыми изрезаны склоны - эти памятники упорству горцев, террасы, которые люди возделывали столетиями - они будто оплывают, обмыливаются, утрачивают четкие контуры. Деревья в садах засыхают, умирают стоя, некоторые ветки обильно плодоносят, но тоже сдаются. Маленькие серпики, которыми жали пшеницу - ржавеют, валяются во дворах, иногда ими украшают городские интерьеры - это модно, аутентично, стильно.
Разрушенные и покинутые дома в селениях (и целые села) - привлекают туристов, смотрятся живописно, но грустно. Горько. Иногда от дома остается только одна стена - с очагом, с уютно закопчёнными камнями над ним, с выемками - полочками. Как будто остальные три стенки отвалились только что, и люди вокруг этого очага сидели день назад, а на полочке стояла лампа. Чираг. Заросшие травой ступени, в домах помладше еще даже болтаются занавески … эта цивилизация погибла.
Мы тут ходим в кроссовках, снимаем айфонами, на руке тикают свотчи, мы смотрим на последние приметы настоящей жизни в горах, жизни, когда людям ничего не давалось легко, ходим и умиляемся. Тому, как обработан каждый камень в кладке (вручную), как продуманы и срезаны углы строений (чтоб могла пройти арба), резьбе по дереву, огромным гвоздям ручной работы - из кузницы, аркам и сводам, опорным столбам и треугольным табуреткам.
Мы ощущаем ужасные фантомные боли - когда болит то, чего уже нет. Нет уклада, порядка, закона, чего-то незыблемого, хотя бы похожего на традиции и, простите, устои. Нет тщательности ни в чем. А тут даже порожек в доме так крепко сбит, как будто выстоит и при всемирном потопе. От нашего времени не останется ничего - дома, которые строят сейчас, разрушаются при жизни хозяев.
Мы от усилий отвыкли. Мы уставшие прямо с рождения. Мы будто хотим купить себе готовую жизнь и обмыть это дело в ресторанчике неподалеку. Будто прогресс отменил необходимость трудиться и быть честными. Мы мечтаем в старости уехать в свой домик в горах и чтоб там был закон и порядок, порожек и вид. Но деваться нам некуда.
Максимум - купить поставец, повесить в городской квартире и сетовать на дороговизну антиквариата.
Фото мое. Снимала айфоном, обрабатывала Snapseed, типо улучшила. Полина санаева.
Смотрите ещё статьи об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma